Открытие Полярного круга для судоходства из-за глобального потепления может иметь серьезные коммерческие и геостратегические последствия, считает доцент и заместитель директора программы исследований экономической безопасности в Исследовательском центре передовой науки и технологий Токийского университета доктор Дайсуке Каваи.
Доктор Каваи, принявший участие в организованном ВМС Индии и Национальным морским фондом «Индо-Тихоокеанском региональном диалоге», рассказал, что если вследствие глобального потепления Северный морской путь освободится ото льда на большую часть года, то сможет обеспечить более короткий морской маршрут между Северо-Восточной Азией и Европой, сократив как минимум на 40 процентов время транзита из Азии по сравнению с маршрутом, проходящим через Суэцкий канал.
Он также откроет доступ к огромным месторождениям нефти, газа и минеральных ресурсов в регионе, что окажет влияние на мировые энергетические рынки. Прибрежные арктические государства, к которым относится и Россия, получат от этого огромную выгоду. Кроме того, страна выиграет от транзитных и других сборов. Россия уже строит порт, в котором Китай имеет 30-процентную долю, и все это может нарушить устоявшийся экономический миропорядок, сказал он.
По словам Каваи, более 80 процентов нефти и газа Японии импортируется, и это, очевидно, может повлиять на энергетическую безопасность страны. Учитывая, что Япония одобрила санкции США против России из-за вторжения на Украину, это, очевидно, будет иметь свои политические последствия.
Другие страны региона, заметил он, также могут столкнуться с подобными проблемами. Хотя сейчас маршрут открыт лишь 80 дней в году, если он будет оставаться открытым весь или большую часть года, это даст России и Китаю существенное геостратегическое и экономическое преимущество. Изменит ли это также значимость Индо-Тихоокеанского региона, по мере того как мир переключает свое внимание на север, еще только предстоит узнать.
Читайте нас: