Кавалерийская атака при Башкадыкларе. Худ. Богдан Виллевальде
Ситуация на фронте
Ахалцыхская победа (
Навстречу противнику выступил 7-тысячный отряд под началом князя Орбелиани. Он должен был провести разведку боем и остановить дальнейшее продвижение османов. При этом русские не знали, что перед ними целая вражеская армия. Считалось, что на границе «безобразничают» иррегулярные отряды.
Турки узнали о движении русского отряда и его численности. Турецкий командующий Абдулкерим-паша решил уничтожить передовой русский отряд и организовал засаду в лесистых горах у селения Караклис. Турецкая пехота засела на флангах узкого дефиле в горах, и там же турки установили 40-орудийную батарею.
Турецкий командующий Абдулкерим Надир-паша (1807–1883 или 1885)
Генерал-майор Орбелиани, хотя имел большой опыт войны с горцами, не вёл разведки и даже не выставил боевое охранение. Поэтому нападение противника оказалось внезапным. Русские не растерялись, когда на них обрушился огонь вражеской артиллерии. Они выдвинули из обоза полевую артиллерию и открыли ответный огонь, быстро подавив турецкую батарею.
Несмотря на подавляющее превосходство в силах, турецкий сераскир, увидев, что русские готовы к бою, не стал использовать пехоту. Надир-паша направил в обход конницу, чтобы ударить в тыл русским. Небольшой русский арьергард из драгун и мусульманской конной милиции храбро встретил врага. В ходе яростной схватки османам не удалось опрокинуть тыловой заслон.
По звукам боя русский командующий Василий Бебутов понял, что авангард столкнулся с вражескими силами. Он направил из Александрополя практически все имеющиеся там силы на помощь Орбелиани.
В итоге Надир-паша не решился дать общее сражение и отступил от границы в сторону Карса. Командир русского Кавказского корпуса 14 ноября повёл свои силы вдогон противнику. Однако догнать османов не удалось. После трёх дней изнурительного марша Бебутов дал солдатам отдых. Русская разведка обнаружила, что турецкая армия не ушла в Карс. Сераскир решил дать сражение на своей территории, около крепости. Сам он отбыл в Карс, а командование передал Рейс-Ахмет-паше.
В самый последний момент турецкая армия получила приказ главнокомандующего отступить за стены Карской крепости. Но было уже поздно, русские стояли перед турками, отступать в такой ситуации было нельзя. Русские на плечах отступающего противника ворвались бы в Карс. Поэтому турки изготовились к сражению на Карской дороге у селения Башкадыклар (Баш-Кадыклар).
Турки занимали сильную позицию за рекой Мавряк-чай, возвели полевые укрепления и поставили на господствующих высотах батареи. Местность позволяла туркам маневрировать резервами и получать подкрепления из Карса. К тому же турецкая армия имела серьёзное численное преимущество – 36 тыс. человек (из них – 14 тыс. курдская иррегулярная конница) при 46 орудиях, против около 10 тыс. русских солдат при 32 орудиях.
Поэтому, когда русские батальоны пошли вперёд, то Ахмет-паша сказал:
«Русские с ума сошли, либо упились своей поганой водкой».
Князь Илико Зурабович Джамбакуриан-Орбелиани, на русский лад – Илья Дмитриевич Орбелиани (1818–1853). Происходил из грузинского княжеского рода Орбелиани. Герой Крымской войны (смертельно ранен в Башкадыкларском сражении).
Сражение
19 ноября (1 декабря) 1853 года началась артиллерийская перестрелка. Затем русский корпус пошёл в атаку. Первой линией (4 стрелковых батальона при 16 орудиях) руководил командир Грузинского гренадерского полка князь Орбелиани. Фланги обеспечивались конницей князя Чавчавадзе и генерала Багговута – драгуны, казаки и грузинская милиция.
Генерал-майор князь Багратион-Мухранский (родственник знаменитого героя Отечественной войны) командовал второй линией – три батальона эриванских карабинер и три батальона грузинских гренадер. В резерве было всего две роты карабинер и 4-й Донской казачий полк, а также часть артиллерии корпуса.
Османы отбили атаку первой линии русских войск. Русские войска потеряли всех батальонных и почти всех ротных командиров. Смертельно был ранен генерал Илья Орбелиани. Его гренадеры атаковали главную вражескую батарею. В самом начале атаки пуля пробила князю руку, но он, не обращая внимания на рану, повернулся в седле и крикнул: «Молодцами идти, гренадеры!» В это время другая пуля пробила ему лопатку и остановилась в груди. Его отвезли в Александрополь, где он и умер 8 декабря 1853 года, потребовав перед смертью простреленное знамя своего полка, чтобы поцеловать его. По отзывам современников, это был человек «блистательной храбрости».
Источник карты: М. И. Богданович, Восточная война. Т. 1. СПб., 1877
После этого успеха турецкая конница, стоявшая на флангах, пошла в контратаку, стараясь охватить русский отряд, только что вышедший из боя. Ситуация была критическая. Чтобы спасти положение, Бебутов лично возглавил контратаку резерва – двух рот Эриванского карабинерского полка. Турки боя не приняли и отхлынули назад. Русские войска перестроились и пошли в новую атаку. Главный удар был нанесен по 20-орудийной батарее противника в центре.
Тем временем нижегородские драгуны и кубанские казаки генерала Багговута на левом фланге опрокинули вражескую конницу и вырвались вперёд. Они форсировали речку и вышли на горное плато, где турецкая пехота построилась в каре. Тут ведущую роль сыграли конные орудия есаула Кульгачева. Они с самой близкой дистанции стали расстреливать противника картечью.
В это же время наши казаки отразили отчаянную атаку султанских улан. Этот успех позволил нижегородским драгунам врубиться в уже расстроенное артиллерийским огнем вражеское каре. После этого турецкое каре полностью развалилось. Турки, пешие и конные, бежали. Затем конница Багговута стала заходить в тыл вражеским батальонам в центре. После этого исход сражения был решен в пользу Русской армии.
Турки дрогнули и группами стали отходить в свой походный лагерь. Те турецкие войска, которые ещё не участвовали в битве, бежали тысячными толпами на свой левый фанг, и дальше по дороге в Карс.
Александр Фёдорович Багговут (1806–1883) – русский генерал от кавалерии, отличившийся во время Кавказской и Крымской войн.
На правом фланге турки ещё сражались. Здесь атаковали огромные конные массы курдов и башибузуков. Они пытались сломить сопротивление небольшого отряда князя Чавчавадзе (нижегородские драгуны и грузинская милиция). Им на помощь вовремя подошли четыре сотни донских казаков из резерва. Они три часа сдерживали натиск превосходящих сил врага (в 8–10 раз!). Все же конница князя Чавчавадзе отбросила османов. Однако русская кавалерия на правом фланге так была измотана, что не могла преследовать противника.
В центре сопротивление турок было окончательно сломлено. Бебутов бросил в бой запасную артиллерию под командованием генерала Бриммера. Орудийные расчёты были поставлены в первую линию и открыли огонь по врагу. Турки уже ничего не могли противопоставить русской артиллерии и бежали. Русская пехота бросилась в решительную атаку и погнала перемешавшиеся батальоны турецкой армии. Русские войска захватили селение Огузлы, откуда шла дорога на Карс.
Князь Василий Осипович Бебутов (1791–1858) – русский полководец армянского происхождения; генерал от инфантерии (06.01.1857). Герой Кавказских походов и Крымской войны. Награждён практически всеми российскими орденами того времени
Итоги
Деморализованная Анатолийская армия бежала в Карс. Единственное, что смог сделать Рейс-Ахмет-паша, так это прикрыть толпы бегущей пехоты своей конницей.
Наступила ночь, и Русские войска были измотаны боем, малочисленны, чтобы преследовать разбитого врага, который сохранял заметное численное преимущество. Бебутов приказал остановить преследование и отвел войска для отдыха.
Турецкая армия потеряла в этом сражении свыше 6 тыс. человек убитыми и ранеными, 24 орудия, весь походный лагерь со всеми припасами. Русские потери составили 317 человек убитыми и около 1 тыс. раненых.
Это была блестящая победа!
Бебутов со своим корпусом наголову разгромил главные силы турецкой Анатолийской армии. Однако командир Кавказского корпуса не мог такими малыми силами идти на штурм Карса. Русская армия стала на зимние квартиры.
Таким образом, Русская армия на Кавказском фронте сорвала планы противника по вторжению вглубь русского Кавказа и перехватила стратегическую инициативу.
Кавказские горцы и курдские племена, воевавшие на стороне Турции, были отрезвлены русскими победами. Победы Русской армии при Ахалцыхе и Башкадыкларе, а
Это заставило Англию и Францию вступить в войну, чтобы спасти Турцию.
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: