Глава Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин в ходе конференции «Державинские чтения» предложил внести в Конституцию России государственную идеологию.
«Не может быть общество без идеологии, это элементарные понятия государства и права. Необходимо все-таки сформулировать идеологию нашего общества, наших целей и закрепить ее в Конституции», — сказал он.
Бастрыкин добавил, что идеологию нужно определить «с учетом нашего исторического общества» и современных реалий, в которых живет Россия. Он добавил, что работу над российской Конституцией следует продолжать, она должна быть «неспешной». «Просто отмахнуться, что не может быть никакой идеологии государственной, не получится», —
Кроме того, он также призвал прописать в основном законе, что национальное право «по крайней мере не должно уступать международному», так как, по его мнению, международное право «практически разрушено». Председатель СК задался вопросом, «чего стоят» решения ООН и «на каком основании» против России вводятся санкции.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что у Кремля «нет позиции» по вопросу закрепления идеологии в Конституции. «Какой-то позиции нет, это новое заявление. Это мнение авторитетного человека, но специальной позиции нет. У президента не было заявлений или решений на этот счет. Кроме этого мне сказать нечего», — сказал пресс-секретарь президента России. По словам Пескова, заявление Александра Бастрыкина не нарушает основной закон, так как является личным мнением.
Депутат Государственной думы Алексей Журавлев в разговоре призвал «продолжить реформирование» Конституции и внести в нее статьи, которые «зафиксировали бы дальнейшее развитие страны по пути патриотизма». «Россия наелась либеральной идеологии до такой степени, что ей плохо стало, поэтому возвращаться к ней не имеет никакого смысла», — сказал парламентарий.
Руководитель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, комментируя слова Бастрыкина, подчеркнул, что российский основной закон «не запрещает идеологию», а признает многообразие.
В соответствии со статьей 13 Конституции РФ, в России «признается идеологическое многообразие», и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Статья 13 входит в первую главу основного закона, положения которой не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Внесение изменений в нее возможно только при принятии новой Конституции Конституционным собранием или всенародным голосованием.
В мае глава министерства юстиции России Константин Чуйченко предложил «решить вопрос» с закрепленным в Конституции запретом на государственную идеологию. Об этом он заявил на XI Петербургском международном юридическом форуме. «Конечно, нам придется решить вопрос со статьей Конституции РФ, где указано, что у нас нет ни государственной, ни обязательной идеологии», — сказал министр.
Он заявил, что статья 13 российской Конституции заменила статью 6 Конституции СССР, в которая закрепляла руководящую и направляющую роль Коммунистической партии и определяла ее как ядро политической системы страны. Министр добавил, что «в принципе, ни одна страна мира» не прописывала запрет идеологии в своей конституции, а Россия включила это положение в основной закон «по совету так называемых партнеров», взяв на себя «повышенные обязательства».
В 2022 году экс-глава Совета министров СССР, занимавший на тот момент пост сенатора Совета Федерации от Белгородской области Николай Рыжков призывал вернуть из опыта СССР справедливость и идеологию. «Национальной идеи сегодня нет у нас, хотя она есть во многих странах. В конституциях этих государств кратко и сжато сказано, какую цель преследует это государство. Тогда народ будет знать, во имя чего он живет», — отметил Рыжков.
В июне 2022 года глава Конституционного суда России Валерий Зорькин исключил внесение в Конституцию государственной идеологии. Он заявил, что этот вопрос обсуждался во время работы по внесению поправок в Конституцию в 2020 году, дискуссии также активизировались после начала военной операции на Украине. Зорькин назвал «всплеск активности» по вопросу конституционного признания государственной идеологии «как минимум несвоевременным, а как максимум — опасным», так как он, по словам главы КС, может привести к расколу общества.
При этом Зорькин выразил мнение, что Конституция РФ сама по себе является «системой ценностей-идеалов», регламентирующих жизнь людей и включающих в себя «характеристики человека, его прав и свобод как высшей ценности». «Закрепленная ею система ценностей имеет общенациональное идеологическое значение, то есть выступает в роли идеологии конституционализма», — резюмировал руководитель Конституционного суда.
Читайте нас: