Падение цен на нефть может спровоцировать очередную "арабскую весну", сообщает JB Press. Финансовое положение стран-производителей нефти ухудшается, и на его фоне растет народное негодование. Автор публикации дает весьма неутешительный прогноз.
Цены на фьючерсы на американскую нефть марки WTI на этой неделе резко упали. По состоянию на 8 ноября они снизились на 2,04 доллара относительно предыдущего дня, достигнув уровня 75,33 доллара за баррель, что является самым низким показателем за четыре месяца с середины июля.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Опасения по поводу того, что поставки нефти с Ближнего Востока сократятся из-за войны между Израилем и ХАМАС, ослабевают. Однако в то же время в мире ожидается снижение спроса на нефть со стороны Китая и Соединенных Штатов.
Управление энергетической информации США (EIA) заявило 7 ноября, что "спрос на нефть в этом году снизится на 300 000 баррелей по сравнению с предыдущим годом, достигнув 20,1 миллиона баррелей в сутки". Это существенная корректировка в сторону понижения прогноза прошлого месяца (октября), в котором предполагалось увеличение спроса на 100 000 баррелей в сутки.
Основная причина снижения спроса — падение потребления бензина в США.
По данным EIA, спрос на бензин по состоянию на 13 октября за последние четыре недели в среднем составил 8,53 миллиона баррелей, что на 3% ниже, чем в предыдущем году. Высокие цены на бензин заставляли водителей воздерживаться от его покупки. В результате потребление бензина в США упало до самого низкого уровня с 2001 года.
Но Китай оказал даже большее влияние на нефтяной рынок, чем США.
Когда 7 ноября было объявлено, что в целом экспорт Китая в октябре (в долларовом выражении) снизился на 6,4% по сравнению с предыдущим годом, цены на нефть значительно упали. Снижение китайского экспорта возросло с минус 6,2% в сентябре. Это означает, что впервые за последние семь лет объем экспорта Поднебесной последовательно снижался в течение шести месяцев подряд. Данная статистика со всей силой высвечивает нынешнюю вялость китайской экономики.
При этом импорт нефти в Китай в октябре оставался высоким — на уровне 11,53 миллиона баррелей в сутки, что на 13,5% больше, чем в предыдущем году. Однако участники мирового рынка нефти не отреагировали на это обстоятельство так, как в прошлом.
Хотя автор уже давно утверждает, что "нефтяной рынок не учитывает спад китайской экономики", похоже, что участники рынка наконец-то начинают принимать этот спад во внимание.
Нет сомнений в том, что понижательное давление на мировые цены на нефть усилилось из-за потери той поддержки, которую им обеспечивал постоянно растущий спрос.
Какие же контрмеры может в этих новых условиях предпринять сторона предложения?
Саудовская Аравия 5 ноября подтвердила свое намерение продолжить до конца нынешнего года добровольное сокращение добычи на 1 миллион баррелей в сутки, действовавшее с июля. Но Эр-Рияд, хотя и весьма неопределенно, дает понять, что может пересмотреть политику сокращения производства в декабре. Причина, по которой Саудовская Аравия пока не заявила о добровольном сокращении добычи и в следующем году, связана с ее тяжелыми финансовыми обстоятельствами.
Государственная нефтяная компания Saudi Aramco 7 ноября объявила, что ее чистая прибыль за третий квартал этого года составила 32,6 миллиарда долларов, что на 23% меньше, чем в предыдущем году. Производственная ситуация в компании значительно ухудшилась из-за падения цен на нефть по сравнению с прошлым годом, а также из-за последствий добровольного сокращения добычи.
Темпы роста валового внутреннего продукта Саудовской Аравии в третьем квартале также упали до минус 4,5%.
По данным Международного валютного фонда, цена на нефть, необходимая для поддержания нормального финансового баланса Саудовской Аравии, в этом году должна составлять 85,8 доллара за баррель. Если сокращение добычи нефти в Королевстве продолжится, а текущая рыночная цена останется ниже этого уровня, бюджетный дефицит Саудовской Аравии сильно возрастет.
Тот факт, что Иран увеличивает добычу, несмотря на ее добровольное сокращение Саудовской Аравией, также вызывает недовольство во властных структурах Королевства.
В этих условиях существует большая вероятность того, что Саудовская Аравия не будет добровольно сокращать добычу нефти в следующем году.
По данным МЭА, добыча нефти в Иране в сентябре выросла на 590 000 баррелей в сутки по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на то, что в марте этого года между Эр-Риядом и Тегераном были нормализованы дипломатические отношения, в саудовской столице говорят, что "мы не можем вечно продолжать посылать знаки приязни нашему потенциальному противнику — Ирану".
ОПЕК+ (состоящая из Организации стран-экспортеров нефти и крупнейших нефтедобывающих стран, таких как Россия) планирует провести 26 ноября заседание Совместной министерской мониторинговой комиссии (JMMC). По мнению автора, на ней вполне может быть озвучено решение Саудовской Аравии отказаться от добровольного сокращения добычи нефти со следующего года.
Если Саудовская Аравия приостановит добровольное сокращение добычи, понижательное давление на рынок, безусловно, усилится.
Хотя для Японии и является хорошей новостью то, что сейчас снижаются цены на нефть, которые в середине октября превысили 90 долларов за баррель из-за напряженной ситуации на Ближнем Востоке, мы не должны терять бдительность. Это связано с тем, что ситуация на Ближнем Востоке нестабильна, и потенциальные риски могут материализоваться, если и не сейчас, то в ближайшем будущем.
Большое внимание мировой общественности привлекает саммит Организации исламского сотрудничества (OIC), который пройдет в Эр-Рияде 12 ноября. Ожидается, что на этом форуме будет подробно рассматриваться ситуация в секторе Газа. Это внимание усиливается тем обстоятельством, что в саммите примет участие президент Ирана Ибрахим Раиси.
Именно Иран 18 октября призвал страны-члены OIC ввести такие санкции, как нефтяное эмбарго против Израиля. Ожидается, что Раиси снова выступит на саммите с таким призывом.
Требования Ирана будут очень болезненными для стран Персидского залива, таких как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, которые до сих пор придерживались политики "удобного нейтралитета".
"Удобный нейтралитет" — это тот, который внешне критикует Тель-Авив и демонстрирует позицию поддержки Палестины, но не предпринимает никаких действий, которые могли бы нанести реальный ущерб Израилю.
Цель такой двусмысленной политики состоит в том, чтобы посредством обменов с Израилем получить военные и экономические выгоды, не провоцируя при этом общественное мнение в регионе. Но чем дольше затягивается наземная война израильской армии в секторе Газа, тем больше растет недовольство слабой позицией региональных правительств по отношению к Израилю.
Если вы помните, на Ближнем Востоке и в Северной Африке с 2010 по 2012 год бушевала "арабская весна". Под ней понимались массовые выступления антиправительственных народных движений, которые произошли на Ближнем Востоке и в Северной Африке в тот период.
В условиях падения цен на нефть финансы стран Персидского залива уже не находятся в таком благополучном состоянии, как 10 лет назад. И местным правительствам становится все труднее "заткнуть людям рты при помощи денег".
В нынешней ситуации на Ближнем Востоке, где спустя 50 лет снова происходит взрыв народного негодования, необходимо проявлять большую осторожность в отношении будущего региона.