В конце октября с. г. администрация Суэцкого канала (SCA)
Уточняется, что транзитный сбор вырастет на 15 % для танкеров, транспортирующих сырую нефть, нефтепродукты, судов со сжиженным нефтяным и природным газом, а также для круизных кораблей. Сборы для балкеров, судов для транспортировки насыпных и генеральных грузов и Ro-Ro-судов (ролкеров) вырастут на 5 %. Рост сборов не затронет контейнеровозы, идущие из портов северо-западной Европы непосредственно к портам Дальнего Востока и в обратном направлении.
Участники рынка уверены, что увеличение транзитного сбора приведёт к дальнейшему росту стоимости фрахта судов, проходящих через Суэцкий канал, что, в свою очередь, отразится на ценах перевозимой продукции.
Суэцкий канал и конкурирующий проект "канала Бен-Гурион" в Израиле
Такой сценарий затрагивает весь трансконтинентальный маршрут Босфор – Дарданеллы – Средиземное море – Суэцкий канал – Красное море – Индийский океан. Как
Можно предположить, что упомянутое «суэцкое» решение, принятое в разгар войны вокруг Газы, стало в силу невозможности более действенных мер косвенным ответом Каира на поддержку режима Биньямина Нетаньяху коллективным Западом. Традиционно до 70% объема нефтегазовых перевозок через Красное море и Суэцкий канал в Средиземное море приходится на экспорт в европейские страны с Аравийского полуострова, отчасти из Австралии и из ряда стран Юго-Восточной Азии.
Что же касается продукции российских энергетических компаний, то следует напомнить, что в общем объеме транзита нефти и нефтепродуктов через Босфор доля российского транзита уже которое десятилетие превышает 70 %. В нефтяном транзите по Суэцкому каналу этот показатель составляет минимум 20 %.
Нестабильность на Ближнем Востоке при определённых обстоятельствах может «вдохнуть жизнь» в трансаравийские и трансиракские нефтепроводы к портам Турции, Сирии, Ливана и Израиля, позволяющих обходить Суэцкий канал. Не исключено, что вскоре возобновится регулярная прокачка по трубопроводу Киркук (Курдский автономный район Ирака) – порт Банияс (Сирия) с ответвлением к близлежащему североливанскому порту Триполи. Киркук также связан с турецкими портами Джейхан и Искендерун. Еще в июле президент Сирии Б. Асад и премьер Ирака Мохаммед Шиа ас-Судани
Кроме того, ввиду удорожания «суэцкого» нефтетранзита, возрастает востребованность регулярной работы трансаравийского нефтепровода Дахран – Даммам – Кайсум (Саудовская Аравия) – порт Сайда (Ливан), пролегающего через восточную часть Иордании и южную Сирию. Ещё в 2005 г. и позже поступала информация о периодически проводящихся работах по обновлению инфраструктуры этой артерии.
Упомянутые артерии были построены в 1930-х – 1980-х гг. Характерно, что в ходе постоянных арабо-израильских конфликтах и столкновениях нефтяные артерии с Аравийского полуострова и из Ирака диверсионно-террористическим атакам враждующих сторон, а также разномастных террористических группировок практически никогда не подвергаются. Несмотря на предельную ожесточённость военных действий в Газе, сопровождаемых тотальным уничтожением гражданской инфраструктуры палестинского анклава, в целом указанную тенденцию они подтверждают. Вероятно, сохранность нефтепроводов в решающей степени обусловлена востребованностью регулярных транзитных доходов всеми странами Восточного Средиземноморья, включая Израиль, однако сохраняющееся военное присутствие США в Сирии и на севере Ирака привносит дополнительный элемент нестабильности: в последние недели интенсивность обстрелов объектов оккупационных сил ощутимо возросла и в долгу они не остаются. Вновь напомнили о себе и террористы из запрещённого в России «Исламского государства», действующие полностью в логике
Одновременно повышается значимость трансизраильского нефтепровода (Эйлат – Ашкелон), используемого с начала 2020-х гг. для транзита эмиратской нефти в обход Суэца, что, в свою очередь, влияет на
Что же касается транзитной альтернативы для российской нефти, экспортируемой в южном направлении, то можно предположить, что недавнее удорожание нефтетранзита через Босфор и Суэцкий канал далеко не последнее. Соответственно, вполне может быть востребована проработка проекта нефтепровода по маршруту РФ – Азербайджан – Иран с одним или несколькими выходами к иранским портам в Персидском заливе и на побережье Индийского океана.
По имеющимся данным, перспективы появления такой артерии обсуждались еще в начале 1970-х гг. при шахе Мухаммеде Реза Пехлеви в связи с открытием ирано-советского газопровода через Азербайджанскую ССР и невозможностью эксплуатации Суэцкого канала с 1967 года. Разработка вариантов такого нефтепровода началась в 1972 г., но в дальнейшем они не были доведены до конкретных проектов.
Возможно, эти планы будут востребованы в новых условиях. В конце октября в Тегеране состоялось второе заседание региональной платформы формата «3+3» с участием глав внешнеполитических ведомств России, Азербайджана, Армении, Ирана и Турции. Помимо прочего, обсуждалось и экономическое сотрудничество стран региона, включая развитие транспортно-логистических проектов и энергетической кооперации. Взаимодействие Баку и Москвы в сфере энергетики может получить дополнительный импульс. Россия предложила увеличить пропускную способность нефтепровода Тихорецк – Баку и реверсные поставки по нему до 4 млн тонн нефти в год. Поставленные по данному нефтепроводу объёмы российской нефти могут быть переработаны на территории Азербайджана. По
И тем не менее с учётом периодической транзитной неразберихи и возможных ограничений по линии Суэцкого маршрута, а также в связи с всё более активным использованием Москвой и Тегераном мультимодального коридора «Север – Юг» востребованность дополнительных логистических связок только растёт.
Читайте нас: