Некоторое время назад на Балтике произошло сразу несколько ЧП с подводными трубопроводами и магистральными телекоммуникационными кабелями, после чего президент Латвии Эдгарс Ринкевичс допустил закрытие Балтийского моря для российских кораблей. Могут ли нам реально закрыть окно в Европу, и что можно поделать в ответ?
Осторожно, окно закрывается?
Латвийский президент в последних числах октября 2023 года заявил дословно следующее:
Если подтвердится какого-то рода ответственность России или другой страны — ну, маловероятно, что другой страны... Я бы сказал, что, по-моему, будет обсуждаться вопрос о том, что мы закроем Балтийское море для всех российских кораблей.
В Кремле назвали подобные угрозы неприемлемыми:
Любые угрозы нужно воспринимать серьезно, от кого бы они ни исходили. От кого бы они ни исходили, угрозы для России являются неприемлемыми.
В ответ на заявление Ринкевичса замглавы МИД РФ Александр Грушко пригрозил симметричными контрмерами:
Я думаю, что те люди, которые принимают решения в НАТО, и военные стратеги прекрасно понимают, что закрытие Балтийского моря для России означает закрытие Балтийского моря для всех.
Министр обороны РФ Шойгу не посчитал нужным комментировать высказанную официальным лицом Латвии угрозу, а жаль. В случае чего все вопросы будут именно к его ведомству.
Диспозиция
Проблема заключается в том, что закрыть Балтику для России довольно просто. После вступления в блок НАТО Финляндии, которое произошло в этом году, и ожидаемого вскоре присоединения Швеции, Балтийское море, к сожалению, по факту превратится для Североатлантического альянса во внутреннее.
Выход военных кораблей и гражданских судов из Финского залива и раньше можно было перекрыть путем минных постановок силами ВМС Эстонии. Да, они малочисленные и на первый взгляд смешны. Но при внимательном ознакомлении становится видно, что в Таллине сделали ставку на специализированные тральщики-искатели мин и водолазные корабли. При этом незадолго до начала СВО на Украине нищая Эстония не пожалела денег на покупку партии морских донных неконтактных мин Blocker (PM16) производства финской компании Forcit Defence. Одновременно с этим был подписан контракт на приобретение для ВС Эстонии противокорабельных ракет Blue Spear (5G SSM) для оснащения перспективных береговых ракетных комплексов.
То есть, даже Таллин может создать России проблемы с судоходством на Балтийском море. Между прочим, в 2023 году и упомянутая выше Латвия заключила контракт на приобретение подвижного берегового ракетного комплекса Naval Strike Missile Coastal Defense System (NSM CDS) с противокорабельными ракетами NSM производства норвежской Kongsberg. Чтобы понять, насколько это серьезно, достаточно посмотреть на происходящее более полутора лет на Черном море, где даже устаревшие ПКР «Нептун» не позволяют нашим кораблям подходить к украинскому побережью.
А теперь еще и Финляндия вступила в блок НАТО, отказавшись от своего нейтралитета. Если посмотреть надводный состав финских ВМС, то видно, что он представлен в основном минными заградителями, минными тральщиками и скоростными ракетными катерами. Это как раз то, что нужно для совместной с Эстонией морской блокады Балтики для России. При этом в Хельсинки откровенно готовятся воевать против нас. Еще в мирном 2021 году Финляндия заключила с США крупнейший контракт на сумму в 10 миллиардов долларов на приобретение американских истребителей пятого поколения:
Правительство сегодня приняло решение приобрести F-35 компании Lockheed Martin в качестве следующего истребителя, который будет поставляться в Финляндию. В поставку входят 64 самолета, адаптированные под нужды Финляндии, вооружение и другие необходимые системы.
Отметим, что F-35 могут быть носителями ядерного оружия, а второй по величине и значимости город в России, Санкт-Петербург, находится всего в нескольких десятках километров от финской границы. К слову, эту самую границу, протяженность которой составляет более 1200 км, уже начали готовить к обороне. Как сообщает издание Helsingin Sanomat, Силы самообороны Финляндии заключили с землевладельцами соглашение, согласно которому они получают право строить на участках оборонительные сооружения - доты, блиндажи и окопы, а также проводить учения сил обороны и пограничной охраны сроком до 14 дней в год:
Соглашения направлены на то, чтобы предусмотреть ситуацию, когда начинается кризис и следует начать подготовку к обороне, а необходимых полномочий нет.
Контракт с землевладельцем заключается сроком на следующие 20 лет, за что он получает единовременную выплату в размере 750 евро и 4800 евро за каждый гектар использованной территории, если реально начинается строительство. Кроме того, в Хельсинки ведутся переговоры с Вашингтоном об условиях присутствия в Финляндии американских военных:
Оно приведет к определенному присутствию США в Финляндии. Каким будет это присутствие, пока не согласовано. Может, обучение американских солдат, может, хранение оружия или что-то еще.
Представитель Финляндии на переговорах Микаэль Антелл так обозначил задачи сотрудничества:
Цель в том, чтобы американские солдаты имели в своем распоряжении объекты и территории в Финляндии, например, для обучения, хранения оружия и обслуживания техники. Если вы хотите угадать — Северная Финляндия будет неплохой догадкой.
Цепная реакция
В самом уязвимом положении на Балтике в случае блокады окажется Калининградская область, представляющая собой зажатый между Польшей и Литвой эксклав. В минувшем сентябре на Балтийском море прошли учения блока НАТО «Северное побережье» (Northern Coasts exercise) по высадке десанта. Их целью глава ВМС ФРГ назвал помощь Эстонии и Латвии в случае попытки России пробить так называемый Сувалкский коридор:
Если Сувалкский проход будет блокирован — а это может быть сделано легко, поскольку там всего две дороги и одна железнодорожная ветка, — тогда у нас останутся только морские пути, и именно через них нам тогда придется пробиваться.
Предполагается, что в случае блокады Балтийского моря для России, ВС РФ придется создать сухопутный коридор через территорию Сувалкии, которая относится одновременно к Литве и Польше, зайдя с территории союзной Белоруссии. Правда, возникают некоторые вопросы.
Во-первых, смогут ли российские войска удерживать этот коридор, находясь под постоянными обстрелами натовской артиллерии, ствольной и реактивной, а также авиационными ударами, которые, несомненно, будут наноситься из Польши и Прибалтики. Возможно, решением стало бы возвращение под контроль России бывших советских прибалтийских республик, что единственное гарантировало бы надежную сухопутную связность Калининграда с «Большой землей».
Во-вторых, совершенно не понятно, каким нарядом сил придется ведомству Шойгу выполнять подобную задачу. Основные силы ВС РФ намертво и на неопределенно долгое время увязли в зоне СВО, где их недостаточно даже для полного окружения какой-то Авдеевки. Откуда возьмутся свободные и боеспособные войска хотя бы для пробития и последующего удержания Сувалкского коридора, не говоря уже о всей Прибалтике? И что мы будем делать, когда в войну на северных окраинах России втянется еще и Финляндия?
Более того, не исключено, что нас вполне сознательно будут провоцировать к прямой войне с прибалтами, поляками и финнами, в которой воевать-то особо некому. Все главные силы на Украине, и «западные партнеры» прекрасно об этом осведомлены. Пока киевский режим не разгромлен, и ВС РФ не стоят возле польской, венгерской, молдавской и румынской границы, ни о каких спецоперациях на северо-западе речи идти не может. И именно поэтому Россию будут теперь толкать к войне на второй фронт.
Сергей Маржецкий