Растущие возможности России усиливают давление на западные системы ПВО, пишет MWM. Москва производит больше ракет "земля-воздух", чем Вашингтон, а также увеличила выпуск ракет малой дальности для комплекса "Искандер", с которыми тяжело бороться даже ЗРК Patriot, отмечается в статье.
Все более активное участие американских военных в боевых действиях между Израилем и группировками палестинских боевиков в Газе, а также развертывание новых средств ПВО на Ближнем Востоке в рамках наращивания военного присутствия США в регионе продемонстрировало, насколько усилилась нагрузка на американскую противоракетную оборону во всем мире. Главной проблемой является нехватка средств поражения, но эта проблема вряд ли будет решена ввиду ограниченных производственных мощностей, занимающихся изготовлением таких систем. США сделали ставку на системы ПРО наземного базирования не только при выполнении задач на Ближнем Востоке, но и на других театрах военных действий, прежде всего, в Восточной Европе и на Тихом океане. В первом случае Америке противостоит мощный ракетный арсенал России, а во втором – совокупный арсенал России, Китая и Северной Кореи. Это значит, что отправка новых подразделений на Ближний Восток, равно как и поставки на Украину в этом году, будут иметь серьезные последствия для соотношения сил в других регионах. Пентагон называет Китай, Северную Корею, Россию и Иран "главными врагами Америки", которые стремительными темпами наращивают свой ракетный потенциал, и в таких условиях США все меньше могут полагаться на новые системы ПРО, поскольку сухопутные войска приобретают их очень низкими темпами.
Усиливая американскую и союзническую группировку на Ближнем Востоке, США недавно развернули там два из 15 дивизионов ЗРК "Пэтриот", то есть, 13 процентов от своего общего арсенала. Еще два дивизиона учебные, и они занимаются боевой подготовкой. Как минимум четыре дивизиона дислоцируются в Германии, Японии и Южной Корее. Передача систем "Пэтриот" Украине, часть которых была выведена из строя, еще больше истощила этот арсенал. А серьезное ослабление созданной в советское время украинской системы ПВО еще больше повысило значимость приобретения нового оружия. Дивизион "Пэтриот" состоит из подразделения управления и трех-пяти огневых батарей, каждая из которых имеет на вооружении до восьми мобильных пусковых установок с зенитными ракетами. У каждой батареи также имеется РЛС AN/MPQ-65 и различная аппаратура и техника обеспечения, такая как системы связи. На "Пэтриот" делается большая ставка ввиду отсутствия сопоставимых с ним западных систем, способных обеспечить такую же защиту от тактических баллистических ракет малой дальности, траектория полета у которых ниже, чем у ракет большой дальности. Такие ракеты в большом количестве имеются не только у противников из числа великих держав, но и у стран поменьше, которые могут стать целями для американских ударов. Это Сирия, Белоруссия, Алжир, а также ливанская "Хезболла", получившая их либо от России, либо от Северной Кореи.
Незащищенность американских объектов от баллистических ракет малой дальности продемонстрировал ограниченный иранский удар, нанесенный в начале января 2020 года, когда в результате атаки на базу в Ираке с применением ракет иранского производства пострадали 109 американских военнослужащих. Сирия также применяет баллистические ракеты для нанесения высокоточных ударов по нефтяным месторождениям на северо-востоке страны, который находится под контролем Турции, незаконно добывающей сирийскую нефть и финансирующей из полученных денег действующие там формирования боевиков. Сейчас у Дамаска появилось больше возможностей для нанесения таких же ударов по американским объектам на северо-западе Сирии, где незаконная добыча нефти ведется намного шире. Дело в том, что увеличившийся сирийский ракетный арсенал представляет беспрецедентную угрозу для американских войск. Но арсеналы России, Китая и Северной Кореи многократно превосходят иранский и сирийский арсеналы, а это значит, что с переброской ЗРК "Пэтриот" на Ближний Восток американские войска в Восточной Азии и в Восточной Европе станут еще более уязвимыми.
Россия продолжает производить зенитные ракеты в несколько раз быстрее, чем США. С 2022 года она также многократно увеличила производство самых современных баллистических ракет для комплекса малой дальности "Искандер". Это существенно усилило нагрузку на и без того ограниченный арсенал западных средств ПРО в Европе и северо-восточной Азии. Тем не менее три главных противника Америки находятся за пределами Ближнего Востока и все чаще принимают на вооружение ракеты, которые неспособен надежно перехватывать комплекс "Пэтриот", поскольку у них необычные полубаллистические траектории. Это северокорейская KN-23 и российский "Искандер", а также гиперзвуковые планирующие боевые блоки типа китайского DF-17. Поэтому "Пэтриоты" могли бы принести больше пользы на Ближнем Востоке, где ракетные арсеналы по-прежнему состоят не из самых современных образцов.
В дополнение к "Пэтриот" Соединенные Штаты в октябре отправили один комплекс подвижного наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности THAAD из Форт-Блисса в Техасе в неизвестное место на Ближнем Востоке. Комплекс THAAD намного дороже, а предназначен он для поражения ракет большей дальности и на большей высоте. Сейчас на вооружении имеется всего семь комплексов этого типа. Поставка в войска осуществляется медленно, и следующая система будет принята на вооружение только в 2025 году. Таким образом, потеря такого комплекса в бою станет мощным ударом по американской армии и ограничит ее возможности по противодействию различным угрозам за счет развертывания новых систем. У всех четырех "главных противников" имеются баллистические ракеты средней и промежуточной дальности, для борьбы с которыми предназначена THAAD. Правда, у России такие ракеты только класса "воздух-поверхность", и она пока не приняла на вооружение тактические ракеты "поверхность-поверхность" большей дальности. А еще системы THAAD развернуты на Гуаме, куда их перебросили по решению администрации Обамы для защиты от северокорейских баллистических ракет промежуточной дальности нового поколения. С 2016 года они также развернуты в Южной Корее, что вызывает серьезные споры, потому что это чревато серьезными последствиями для китайско-южнокорейских отношений и может стать поводом для вооруженного противостояния между Америкой и ее региональными противниками.
Эффективность систем THAAD, развернутых за пределами континентальной части США, вызывает немало сомнений, так как не только Китай и Северная Корея принимают на вооружение гиперзвуковые планирующие летательные аппараты. Они обладают слишком большой скоростью, и их надежный перехват невозможен. Кроме того, Иран, похоже, также создал такое оружие при содействии Пхеньяна. У Тегерана нет ядерного оружия, и это ослабляет угрозу ракетных ударов для американских войск. Однако высокая точность, которую продемонстрировал Иран даже при нанесении ударов ракетами большей дальности, вызывает серьезные вопросы о том, достаточно ли средств ПВО и ПРО Америка разместила на Ближнем Востоке. В частности, "Пэтриот", в отличие от соответствующих российских, китайских и северокорейских комплексов, неспособен прикрывать большую площадь и осуществлять пуски ракет на все 360 градусов. Следовательно, он может прикрывать далеко не все территории. Во время войны в Персидском заливе в 1990-1991 годах Соединенные Штаты сумели перебросить на Ближний Восток основную часть своих сил, в том числе, тактические средства ПРО. Там они должны были противостоять очень скудному и устаревшему арсеналу баллистических ракет Ирака. Правда, эффект от них был очень сомнительный. А поскольку сегодня одновременно возникает напряженность в отношениях со множеством более грозных и сильных военных держав, Америка оказалась в очень слабом положении и не в состоянии противостоять вероятным ракетным нападениям.
Редакционная статья
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: