Как известно, 26 октября на Украине выдалось чёрным днём календаря: избрали нового спикера палаты представителей американского Конгресса, но такого, который не считает военную и финансовую помощь киевскому режиму главным приоритетом. За почти что
Как раз 26 октября министр обороны США Остин торжественно объявил, что первые украинские пилоты приступили к обучению на F-16 на базе Моррис в штате Аризона, где базируется 162-е авиакрыло Национальной гвардии. Количество курсантов характеризуется как «небольшое», отдельно отмечается, что это «опытные» лётчики, которых сначала прогнали через специальную военно-лингвистическую школу для углубления знаний английского языка. Кроме того, Остин добавил, что США поучаствуют в подготовке инфраструктуры украинских аэродромов для приёма F-16, которые обязались поставить европейские «союзники»: Дания, Норвегия и Голландия.
Если бы международная обстановка на момент заявления Остина оставалась бы примерно такой, как месяцем ранее, то переведённые на мову слова американского министра гремели бы из каждого украинского утюга, как будто первые «соколы Зеленского» уже готовы к боевым вылетам. Не так давно, в конце сентября, вражеская пропаганда уже вбрасывала
Но глобальный контекст изменился. Выдвижение на первый план ближневосточной повестки ударило по морали украинского общества так больно, что отшибло (по крайней мере, временно) даже всегдашнюю веру во всепобеждающее «вундерваффе». К тому же перемога с F-16, как это обычно бывает, при внимательном рассмотрении уже не кажется такой уж великой.
«Лежать в направлении цели!»
По большому счёту, речь даже не об успехах, а, наоборот, об очередном сжатии раздутого пузыря ожиданий от «международной коалиции истребителей для Украины», с самого начала бывшей генератором духоподъёмных речей, а не реальной военной помощи.
Как мы помним, в течение лета практически все разговоры об истребителях американского производства крутились вокруг Европы. Члены НАТО должны были не только готовить к передаче сами машины, но и взять на себя обучение украинских лётчиков, а Чехия даже обязывалась поставить на Украину учебные кабины-симуляторы. Постепенно «истребительная коалиция» пополнялась новыми членами: 22 августа согласилась обучать украинских лётчиков Греция, 24 августа – Португалия, 22 сентября Бельгия объявила о намерении передать Киеву несколько F-16, 23 сентября помочь с обучением пилотов пообещал премьер Канады Трюдо.
Причём преподносилось это всё именно как европейские инициативы и договорённости с киевским режимом. Характерно в этом плане ещё июльское заявление украинского министра иностранных дел Кулебы, что к началу тренировок украинских лётчиков уже всё готово, нужна лишь отмашка из Вашингтона – и санкция Пентагона была выписана 15 июля. 23 августа пресс-секретарь Пентагона Райдер заявил, что сами американцы возьмутся за подготовку украинских «асов» только в том случае, если «возможности для обучения в Европе будут исчерпаны». Месяц спустя, 22 сентября, он же объявил, что первая партия украинцев начала (или якобы начала) обучаться в Дании.
Что же получается, раз американцы взялись за дело сами – значит, возможности европейцев уже исчерпаны? Похоже, что так, а точнее, что «союзники» ограничились обещаниями, на деле даже пальцем не пошевелив. Во всяком случае, о доставке или уничтожении обещанных Киеву Прагой тренажёров не сообщалось (а махины размером с небольшой домик в карман не спрячешь), да и Зеленский на встрече с президентом Румынии Йоханнисом 10 октября обсуждал лишь ускорение начала подготовки лётчиков, а не её успехи.
Впрочем, американцы тоже не сказать, что полны энтузиазма в отношении украинских протеже. Пусть даже 162-е авиакрыло и специализируется на тренировках иностранных пилотов, по-своему характерно, что подготовку «захистников» поручили не ВВС, а лётчикам Нацгвардии, которые по сравнению с «настоящими» считаются вторым сортом.
Кроме того, не совсем ясно, насколько глубоким предполагается курс жовто-блакитного «пилота F-16». В сентябре командующий ВВС Нацгвардии генерал Лох заявил, что первая партия может быть выпущена уже к концу года, тогда как американские профильные издания (например, Air Force Times) со ссылкой на других офицеров утверждают, что подготовка может занять до девяти месяцев, в зависимости от индивидуальных показателей лётчика.
Может статься, что в отсутствие американских истребителей у ВВСУ, всё обучение ограничится теорией, «полётами» на симуляторах и вывозом в качестве «пассажира» на реальных учебных «спарках». Пока пилоты не получат возможность регулярно летать на полноценных боевых машинах, натаскивать их настоящим образом попросту нет смысла: без постоянного тренажа такие навыки не закрепляются и забываются очень быстро.
Видения с мотором
А вот когда и кто именно поставит Киеву настоящие F-16 – это всё ещё вопрос. С одной стороны, все прежние обещания «союзников» как будто остаются в силе, с другой же стороны, верность своему слову «истребительная коалиция» уже показала в вопросе подготовки украинских лётчиков.
Собственно, даже бельгийские власти недавно заявили лишь о «принципиальной готовности» подарить Украине от двух до четырёх (!) машин в течение 2024 г., а вот конкретика будет когда-нибудь после дополнительных консультаций. При этом сами истребители – как водится, почти металлолом на грани исчерпания паспортного ресурса, так что перед гипотетической отправкой на Украину им обязательно понадобится капремонт, а это тоже время.
Кроме того, ближневосточный конфликт бьёт по украинским мриям и здесь. Активная работа израильских ВВС сопровождается не менее активным износом их авиапарка, что явно вызовет дополнительные потребности в запчастях и ремонте. В ближайшее время Израиль вполне может стать приоритетным (после самих США) заказчиком самых ходовых узлов и агрегатов для F-16, особенно двигателей, элементов шасси и резины для них, который опустошит склады европейских «союзников». Если это произойдёт, то непременно скажется на «предпродажной подготовке» самолётов для Украины, которая может стать и вовсе невозможной.
Словом, несмотря на неуклонное формальное расширение «истребительной коалиции», шансы Киева получить от неё хоть что-то кроме очередных наилучших пожеланий уменьшаются с каждым днём. Дополнительно этому способствуют и успехи российских войск, устроивших в октябре настоящее избиение остатков ВВСУ в воздухе и на земле. Поэтому есть мнение, что «обучение» украинских лётчиков в США – это просто способ добавить к этой истории лишнюю мажорную ноту, и когда через несколько месяцев несколько человек получат свои сертификаты на управление F-16, на том эпопея и закончится.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: