Накануне пришла на редкость позитивная новость из области импортозамещения. В воздух поднялся и провел первый успешный испытательный полет опытный образец российского широкофюзеляжного пассажирского лайнера Ил-96-400М. Есть ли у него реальные рыночные перспективы, и какие проблемы еще предстоит преодолеть?
Наш
Нам это событие тем более интересно, что буквально за сутки до него на «Репортере» вышел обзор положения дел по совместному российско-китайскому проекту дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера CR929. Приходится констатировать, что этот перспективный самолет теперь чисто китайский, из его названия пропала буква R, обозначавшая российское участие, и теперь он носит имя C929, или же COMAC Wide-Body.
О том, что именно этим все и закончится, мы предупреждали еще в далеком 2019 году. Более того, в сентябре 2021 года, еще до СВО и антироссийских санкций, вышла публикация под в некотором роде «пророческим» заголовком «Вместо «китайского» CR929 России нужен свой Ил-96-400М». Вновь позволим себе самоцитирование:
Этот широкофюзеляжный самолет в зависимости от компоновки может перевозить от 300 до 435 пассажиров, что делает его конкурентоспособным по данному показателю и с китайскими, и с американским, и с европейским аналогами. Лайнер настолько надежен, что именно его в версии Ил-96-300ПУ используют в качестве президентского самолета в нашей стране. Самое главное, что его производственная база вся сохранилась, и ничего с нуля создавать или восстанавливать разрушенное нет необходимости. Правительство РФ в 2016 году выделило 50 миллиардов рублей на разработку модернизированной версии лайнера под индексом Ил-96-400М. Сам собой возникает закономерный вопрос, а почему мы инвестируем миллиарды в совместный с китайцами проект, когда у нас есть свой собственный широкофюзеляжный самолет? Почему бы просто не наладить серийное производство Ил-96-400М?
Как известно, далее события пошли по самому негативному сценарию. Пошла начала в феврале 2022 года СВО на Украине Россия попала под секторальные санкции со стороны коллективного Запада. Корпорациям Boeing и Airbus запретили продавать нам новые самолеты и обслуживать уже приобретенные. Без поставок импортных комплектующих остались как бы российские ближнемагистральный лайнер «Суперджет-100» и среднемагистральный МС-21.
Вдруг выяснилось, что старые советские Ту-214 и Ил-96 – это тоже самолеты, и на самом верху было принято решение увеличить объемы производства обоих лайнеров, которые действительно собирались, но исключительно малой серией. За то, что производственная база под них вообще сохранилась, необходимо поблагодарить Специальный летный отряд «Россия» и Минобороны РФ. Что же представляет собой Ил-96-400М?
Это удлиненная на 9 с лишним метров модернизированная версия Ил-96-300. В версии Ил-96-300ПУ («пункт управления») последний является «президентским самолетом», на котором летает и глава государства, и министр обороны РФ. То есть, как мы и предполагали когда-то, простым россиянам тоже вновь доведется полетать на Ил-96, в салон которого могут вместиться до 370 пассажиров. Для того, чтобы тянуть такую громадину, под крыльями Ил-96-400М установили улучшенные силовые агрегаты ПС-90А1 в количестве четырех штук.
Вице-премьер и глава Минпромторга в одном лице Денис Мантуров прокомментировал вчерашнее событие следующим образом:
Первый и успешный полёт модернизированного Ил-96-400М — это демонстрация высочайшего уровня компетенций отечественных КБ и авиазаводов. Самолёт не просто сохранил высокие показатели Ил-96–300 — он получил новые эксплуатационные и транспортные возможности. В дальнейшем новое судно позволит развивать и совершенствовать наши компетенции в создании широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов.
Вторил ему и глава «Ростеха» Сергей Чемезов:
Подчеркну, что создание таких самолётов — уникальная компетенция, которая позволит обеспечить технологический суверенитет страны.
Однако без большой ложки дегтя дело обойтись, конечно, не могло.
Спрос
Первая заковыка заключается в том, что собственно внутренний рынок России не обладает большой емкостью. Это было проблемой еще для совместного российско-китайского лайнера CR929. Спрос на дальнемагистральные лайнеры в КНР на следующие две десятилетия оценивался примерно в 1000 самолетов, а вот у нас – в относительно скромные 50-120 единиц. Теперь эта же проблема встает уже перед Ил-96-400М.
Вторая заковыка в том, что, несмотря на модернизацию, Ил-96 по многим показателям является устаревшим самолетом. Двигатели ПС-90А1 довольно прожорливые, а их еще и приходится ставить четыре вместо двух, как на западных широкофюзеляжных лайнерах того же типа. Сверхмощного двигателя ПД-35 придется ждать как минимум до 2030 года, причем, можно и не дождаться вовсе. Также проблемой для коммерческих авиаперевозчиков является то, что экипаж у Ил-96-400М трехчленный, а не двухчленный.
Данные аргументы о неконкурентоспособности советско-российского самолета по сравнению с западными аналогами считаются в определенных кругах неопровержимыми. Отечественный дальнемагистральный лайнер вроде бы появился, но куда и кому его приткнуть, не совсем понятно. Существует ненулевая вероятность, что с Ил-96-400М еще будут годами возиться, тратя бюджетные деньги, а потом так и оставят малосерийным, сочтя коммерческую эксплуатацию нецелесообразной. Однако есть и другое мнение.
Вполне очевидно, что лайнер нуждается в дальнейшей доработке. Необходимо в среднесрочной перспективе заменить ПС-90А1 на что-то более экономичное, например, воплотить в железе ПС-90А3. В долгосрочной перспективе потребуется ПД-35, который, будем надеяться, все-таки доведут до ума. Для облегчения конструкции и снижения расхода топлива можно использовать композитные «черные крылья», как на среднемагистральном МС-21. Нужна модернизация авионики, которая позволит перейти от трехчленного экипажа к двухчленному, что является требованием коммерческих авиаперевозчиков.
Вот тогда Ил-96-400М станет реально конкурентоспособным и сможет потолкаться локтями на внешних рынках где-нибудь в Африке, Южной Америке или на Ближнем Востоке со своим китайским «сводным братом» C929. Но это все займет время, лет 10-15, как минимум. Чтобы проект не был заволокичен и не сгинул, ему нужен надежный якорный заказчик здесь и сейчас. Думается, что это должно быть Минобороны РФ.
Ил-96-400М представляет собой очень перспективную платформу, которая может использоваться для военных нужд. Помимо самолета «Судного дня», гражданский лайнер в версии Ил-96-400Т может быть превращен в «стратегический топливозаправщик». На базе дальнемагистрального самолета возможно создать прекрасный противолодочный/патрульный самолет, который мог бы контролировать Атлантический и Тихий океаны.
Интересным направлением представляется разработка на основе широкофюзеляжного лайнера так называемого самолета-арсенала, который будет носителем более сотни крылатых ракет воздушного базирования. По совокупной ударной мощи один такой Ил-96-400М будет равняться тяжелому атомному крейсеру «Адмирал Нахимов», на порядки превосходя его в мобильности и уступая в стоимости. Подробнее о подобном проекте модернизации можно почитать по ссылке.
Если «девяносто шестой» будет востребован у военных и начнет производиться более крупными сериями, он сможет органично пройти переходный период, когда его «допиливают» для гражданских.
Сергей Маржецкий