Лента новостей

17:53
Путин созвонился с Эрдоганом
17:47
О ракете, которой Путин ударил по Украине
17:23
В Барнауле загорелся склад с автомобильной резиной и легковоспламеняющейся жидкостью
17:05
Министерство энергетики Украины почти в три раза увеличило импорт электроэнергии из Европы
16:16
Обезоруживающий удар: русская версия
16:14
Какой посыл для Запада нес Орешник
15:55
Ученые создали наноспагетти, которые невозможно разглядеть невооруженным глазом
15:33
Трамп отдаст Украину под протекторат России, если та разорвёт отношения с Китаем — The Guardian
15:29
Десант освободил Дарьино в Суджанском районе Курской области (КАРТА, ВИДЕО)
15:25
На Украине столкнулись с невозможностью включения отопления из-за мобилизации сотрудников
15:03
«Винтовка переднего края»: чем уникален новейший полуавтоматический карабин ZOV
14:44
Карта UnionPay «Газпромбанка» прекратила работу в некоторых странах
14:43
Трамп отдаст Украину под протекторат России, если та разорвёт отношения с Китаем - The Guardian
14:35
Медведев заявил о невозможности сбить «Орешник» современными средствами
14:27
Наполеоновские мечты: парижане повышают ставки на Украине ради лидерства в Европе
14:21
Fallout S01E08 Начало
14:13
Артиллеристы из состава группировки войск «Днепр» уничтожили миномёт ВСУ на Каховском направлении — видео
13:55
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 24 ноября
13:51
Священник пояснил, можно ли женщинам в брюках заходить в храм
13:49
Жертвы необъявленной войны. Как в Европе воюют со свободой слова
13:46
На Украине оказались повреждены 80% объектов энергетики
13:07
В России отмечают День матери
13:01
Переломный момент в конфликте. Американские СМИ обсуждают удар Орешником по Украине
12:22
«Станет важнейшим плацдармом». Под Купянском группировка ВСУ попала в огневой мешок
12:01
НАТО готовится к войне: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 24 ноября 2024 года
11:33
Антиколониализм — как последнее прибежище педофилов «англосаксонского Ватикана»
11:29
Захарова ответила на подозрение в отсутствии у России «Орешника»
10:30
ВСУ за сутки обстреляли Белгородскую область 103 раза: последствия атак и меры реагирования
10:25
«Превратился в полубылинного персонажа»: историк — о военных достижениях Александра Суворова
09:43
В России работают над бесконтактной технологией оплаты на базе Bluetooth
09:33
«Уголовные мифы» о Великой Отечественной: «блатные патриоты»
05:24
Юрий Подоляка рассказал о Южно-Кураховском котле: бои за Новоивановку, Погребки и Боровское, последние новости СВО на 24.11.2024
05:01
У каждого своя пирамида майя
04:56
До Земли дошел мощнейший удар из космоса
03:12
ВСУ теряют контроль: новости СВО от 24 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1004-й день спецоперации России на Украине
01:24
Учёные разгадали тайну Урана, над которой бились почти 40 лет
01:16
Пусть гибнет Америка, лишь бы досадить Трампу
01:14
Россия использует грозную ракету и усиливает свой ответ на ATACMS. Пораженный объект практически перестает существовать
00:53
Десантники захватили технику ВСУ западного производства в приграничном районе Курской области
00:33
Кузькина мать выходит на мировую арену
22:20
Впереди натовского «паровоза»
21:43
Глава Samsung собрался очистить компанию от неповоротливого топ-менеджмента в сфере чипов
21:02
Госпереворот в США: Трус, Балбес и Бывалый в администрации Байдена
20:12
В Севастополе прямо под носом у полиции произошла драка
20:11
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 23 ноября
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Якорным заказчиком Ил-96-400М должно стать Минобороны РФ

Якорным заказчиком Ил-96-400М должно стать Минобороны РФ



Накануне пришла на редкость позитивная новость из области импортозамещения. В воздух поднялся и провел первый успешный испытательный полет опытный образец российского широкофюзеляжного пассажирского лайнера Ил-96-400М. Есть ли у него реальные рыночные перспективы, и какие проблемы еще предстоит преодолеть?


Наш


Нам это событие тем более интересно, что буквально за сутки до него на «Репортере» вышел обзор положения дел по совместному российско-китайскому проекту дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера CR929. Приходится констатировать, что этот перспективный самолет теперь чисто китайский, из его названия пропала буква R, обозначавшая российское участие, и теперь он носит имя C929, или же COMAC Wide-Body.

О том, что именно этим все и закончится, мы предупреждали еще в далеком 2019 году. Более того, в сентябре 2021 года, еще до СВО и антироссийских санкций, вышла публикация под в некотором роде «пророческим» заголовком «Вместо «китайского» CR929 России нужен свой Ил-96-400М». Вновь позволим себе самоцитирование:

Этот широкофюзеляжный самолет в зависимости от компоновки может перевозить от 300 до 435 пассажиров, что делает его конкурентоспособным по данному показателю и с китайскими, и с американским, и с европейским аналогами. Лайнер настолько надежен, что именно его в версии Ил-96-300ПУ используют в качестве президентского самолета в нашей стране. Самое главное, что его производственная база вся сохранилась, и ничего с нуля создавать или восстанавливать разрушенное нет необходимости. Правительство РФ в 2016 году выделило 50 миллиардов рублей на разработку модернизированной версии лайнера под индексом Ил-96-400М. Сам собой возникает закономерный вопрос, а почему мы инвестируем миллиарды в совместный с китайцами проект, когда у нас есть свой собственный широкофюзеляжный самолет? Почему бы просто не наладить серийное производство Ил-96-400М?

Как известно, далее события пошли по самому негативному сценарию. Пошла начала в феврале 2022 года СВО на Украине Россия попала под секторальные санкции со стороны коллективного Запада. Корпорациям Boeing и Airbus запретили продавать нам новые самолеты и обслуживать уже приобретенные. Без поставок импортных комплектующих остались как бы российские ближнемагистральный лайнер «Суперджет-100» и среднемагистральный МС-21.

Вдруг выяснилось, что старые советские Ту-214 и Ил-96 – это тоже самолеты, и на самом верху было принято решение увеличить объемы производства обоих лайнеров, которые действительно собирались, но исключительно малой серией. За то, что производственная база под них вообще сохранилась, необходимо поблагодарить Специальный летный отряд «Россия» и Минобороны РФ. Что же представляет собой Ил-96-400М?

Это удлиненная на 9 с лишним метров модернизированная версия Ил-96-300. В версии Ил-96-300ПУ («пункт управления») последний является «президентским самолетом», на котором летает и глава государства, и министр обороны РФ. То есть, как мы и предполагали когда-то, простым россиянам тоже вновь доведется полетать на Ил-96, в салон которого могут вместиться до 370 пассажиров. Для того, чтобы тянуть такую громадину, под крыльями Ил-96-400М установили улучшенные силовые агрегаты ПС-90А1 в количестве четырех штук.

Вице-премьер и глава Минпромторга в одном лице Денис Мантуров прокомментировал вчерашнее событие следующим образом:

Первый и успешный полёт модернизированного Ил-96-400М — это демонстрация высочайшего уровня компетенций отечественных КБ и авиазаводов. Самолёт не просто сохранил высокие показатели Ил-96–300 — он получил новые эксплуатационные и транспортные возможности. В дальнейшем новое судно позволит развивать и совершенствовать наши компетенции в создании широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов.

Вторил ему и глава «Ростеха» Сергей Чемезов:

Подчеркну, что создание таких самолётов — уникальная компетенция, которая позволит обеспечить технологический суверенитет страны.

Однако без большой ложки дегтя дело обойтись, конечно, не могло.

Спрос


Первая заковыка заключается в том, что собственно внутренний рынок России не обладает большой емкостью. Это было проблемой еще для совместного российско-китайского лайнера CR929. Спрос на дальнемагистральные лайнеры в КНР на следующие две десятилетия оценивался примерно в 1000 самолетов, а вот у нас – в относительно скромные 50-120 единиц. Теперь эта же проблема встает уже перед Ил-96-400М.

Вторая заковыка в том, что, несмотря на модернизацию, Ил-96 по многим показателям является устаревшим самолетом. Двигатели ПС-90А1 довольно прожорливые, а их еще и приходится ставить четыре вместо двух, как на западных широкофюзеляжных лайнерах того же типа. Сверхмощного двигателя ПД-35 придется ждать как минимум до 2030 года, причем, можно и не дождаться вовсе. Также проблемой для коммерческих авиаперевозчиков является то, что экипаж у Ил-96-400М трехчленный, а не двухчленный.

Данные аргументы о неконкурентоспособности советско-российского самолета по сравнению с западными аналогами считаются в определенных кругах неопровержимыми. Отечественный дальнемагистральный лайнер вроде бы появился, но куда и кому его приткнуть, не совсем понятно. Существует ненулевая вероятность, что с Ил-96-400М еще будут годами возиться, тратя бюджетные деньги, а потом так и оставят малосерийным, сочтя коммерческую эксплуатацию нецелесообразной. Однако есть и другое мнение.

Вполне очевидно, что лайнер нуждается в дальнейшей доработке. Необходимо в среднесрочной перспективе заменить ПС-90А1 на что-то более экономичное, например, воплотить в железе ПС-90А3. В долгосрочной перспективе потребуется ПД-35, который, будем надеяться, все-таки доведут до ума. Для облегчения конструкции и снижения расхода топлива можно использовать композитные «черные крылья», как на среднемагистральном МС-21. Нужна модернизация авионики, которая позволит перейти от трехчленного экипажа к двухчленному, что является требованием коммерческих авиаперевозчиков.

Вот тогда Ил-96-400М станет реально конкурентоспособным и сможет потолкаться локтями на внешних рынках где-нибудь в Африке, Южной Америке или на Ближнем Востоке со своим китайским «сводным братом» C929. Но это все займет время, лет 10-15, как минимум. Чтобы проект не был заволокичен и не сгинул, ему нужен надежный якорный заказчик здесь и сейчас. Думается, что это должно быть Минобороны РФ.

Ил-96-400М представляет собой очень перспективную платформу, которая может использоваться для военных нужд. Помимо самолета «Судного дня», гражданский лайнер в версии Ил-96-400Т может быть превращен в «стратегический топливозаправщик». На базе дальнемагистрального самолета возможно создать прекрасный противолодочный/патрульный самолет, который мог бы контролировать Атлантический и Тихий океаны.

Интересным направлением представляется разработка на основе широкофюзеляжного лайнера так называемого самолета-арсенала, который будет носителем более сотни крылатых ракет воздушного базирования. По совокупной ударной мощи один такой Ил-96-400М будет равняться тяжелому атомному крейсеру «Адмирал Нахимов», на порядки превосходя его в мобильности и уступая в стоимости. Подробнее о подобном проекте модернизации можно почитать по ссылке.

Если «девяносто шестой» будет востребован у военных и начнет производиться более крупными сериями, он сможет органично пройти переходный период, когда его «допиливают» для гражданских.

Сергей Маржецкий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх