Вид на сектор Газа с онлайн-камеры
30 октября пресс-секретарь американского Госдепа Миллер в рамках одной и той же пресс-конференции сделал два заявления, на первый взгляд, мало связанных, но на деле касающихся одной и той же проблемы.
Во-первых, Миллер осудил
Связь между этими моментами, как ни странно, совершенно прямая. С внутриполитической точки зрения Вашингтону крайне важно, чтобы Израиль в нынешнем ближневосточном конфликте сохранял имидж жертвы, которая даёт отпор атаковавшим её агрессорам, надо же как-то объяснять многомиллиардные чеки на военную помощь. В этом смысле осуждение любых антиизраильских поползновений, действительных ли, мнимых ли (как это было в Дагестане), абсолютно логично, даже если оно идёт как будто вразрез с антироссийской повесткой (хотя на самом деле не идёт).
Другое дело, что Тель-Авив сам делает всё, чтобы сменить медийный образ потерпевшего на карателя, ведущего «грязную войну» против угнетённых и беззащитных. Если бы израильские войска действительно действовали адресно, то палестинцы и ХАМАС имели бы в разы меньше общественных симпатий, чем сейчас, на фоне поквартального уничтожения Газы израильскими бомбардировками.
Это и вынуждает Вашингтон, едва ли на самом деле озабоченный жертвами и страданиями населения анклава, настойчиво требовать от израильтян «причесать» картинку, чтобы снизить накал страстей. Сделка о сохранении доступа Газы к Интернету – как раз из этой оперы.
(Dis)connecting people
Как и прочие коммуникации сектора Газа, телефон и интернет-трафик гетто практически полностью находятся под прямым контролем израильтян: магистральные кабели идут по территории Израиля, мобильная телефония в приграничной полосе опирается на израильские базовые станции. Что неудивительно, с началом конфликта связь Газы с миром сразу же просела, хотя и не прекратилась совсем. Офисы местных провайдеров и телефонные станции стали одними из приоритетных целей бомбардировок, кроме того, сыграл свою роль и дефицит электричества, но сети кое-как держались за счёт генераторов и труда ремонтных бригад.
Настоящая потеря коннекта произошла вечером 27 октября, во время мощнейшей артиллерийской и авиационной подготовки наземного вторжения АОИ в Газу: британская компания NetBlocks, следящая за колебаниями трафика по всему миру, зафиксировала резкое отключение всех ещё действовавших местных сетей. Отчасти дело было в очередном массированном ударе по узлам связи, отчасти – в отключениях на израильской стороне.
С военной точки зрения действия АОИ по лишению противника связи совершенно логичны и оправданны: собственно, в самом начале СВО многие в России возмущались тем, что наша армия не «рубит» фашистам телефон, Интернет и телевещание. Проблема в том, что к началу наземной операции Тель-Авив уже продемонстрировал полное пренебрежение гуманитарными нормами,
Само собой, и простых палестинцев, и руководство ХАМАС перспектива сидеть в полной информационной изоляции не устроила. Уже 28 октября появились сообщения, что в анклаве пытаются реанимировать доступ хотя бы к спутниковому Интернету, а египетские власти заявили о развёртывании в приграничном с Газой Рафахе нескольких станций сотовой связи, которые покроют юг анклава. В этот же день к борьбе за стабильное подключение присоединился владелец SpaceX Маск, заявивший о готовности обеспечить Газу подключением к Starlink.
Все эти инициативы вызвали бурю негодования в Тель-Авиве, особенно последняя. 29 октября министр связи Израиля Каръи разразился в адрес Маска гневной тирадой: объявил его соучастником преступлений ХАМАС и пообещал глушить Starlink всеми возможными способами, вплоть до уничтожения спутников на орбите. И хотя последняя угроза едва ли осуществима теми средствами, которые у Израиля есть, Маск пошёл на попятную: заявил, что откроет палестинцам доступ к Starlink только с разрешения американского и израильского правительств. Впрочем, к тому моменту Минсвязи Израиля уже заявило о разрыве всех договоров со SpaceX, которые вряд ли будут восстановлены в ближайшее время.
Однако уже 29 октября ситуация с доступом жителей анклава к Интернету заметно улучшилась. Это вызвало слухи, будто Вашингтон убедил или даже заставил Тель-Авив повернуть «рубильник» обратно, а 30 октября эти слухи были официально подтверждены Госдепом. Израильская сторона такую зраду пока никак не прокомментировала, зато в ночь на 1 ноября в гетто произошёл новый обвал Интернета, явно не без участия АОИ и израильских провайдеров.
Кошерный снафф
Американский расчёт в данном случае прост и очевиден: есть связь – есть возможность наблюдать за происходящим в реальном времени (в том числе буквально благодаря расставленным тут и там по всему анклаву онлайн-камерам), а раз есть свидетели – значит, израильтяне будут держать себя в руках. Кроме того, кадры из страдающей Газы позволяют (при необходимости) раскручивать тему жестокости ХАМАС, прячущегося от бомб за спинами мирных жителей.
Впрочем, пока что именно палестинская группировка уверенно ведёт в пропагандистской гонке, по максимуму используя кадры с разборами завалов и погибшими для нагнетания антиизраильских настроений. В общем-то, израильские чиновники недалеки от истины, когда утверждают, что даже журналисты западных СМИ волей-неволей работают на ХАМАС, показывая аудитории погибших палестинских детей и их полных ненависти к Израилю родителей.
Другое дело, что в Тель-Авиве совершенно не рефлексируют насчёт того, что фактическим поставщиком таких материалов являются израильская авиация и артиллерия. Безусловно, Нетаньяху и компания хотели бы, чтобы западные репортёры исчезли из анклава и не создавали лишнего шума: официальное предупреждение АОИ, что безопасность журналистов в секторе Газа не гарантируется, по сути, приглашение им проследовать на выход. При этом многие сотрудники западных информагентств являются местными жителями и бежать им всё равно некуда, поэтому они продолжают работу и несут потери: с 7 октября в зоне конфликта погиб 31 журналист, 8 были ранены и 2 пропали без вести.
Но, с другой стороны, живые свидетели тоже не сказать, что сильно смущают израильских военных и
На таком фоне мессианские речи Нетаньяху о «победе света над тьмой, жизни над смертью» кажутся невероятным сюрреализмом. Неудивительно, что попытки как-то подправить повестку окольными путями (например, 25 октября госсекретарь Блинкен просил эмира Катара повлиять на риторику канала Al Jazeera) не работают, и западная общественность отвечает на израильский сюр своим сюром типа демонстраций ЛГБТ в поддержку Палестины.
Словом, если в Вашингтоне всерьёз рассчитывают, будто огласка заставит Тель-Авив вспомнить о каких-то «правилах» и вообще вести себя «прилично», то этот расчёт едва ли оправдается: израильское руководство задрало ставки слишком высоко, чтобы сдавать назад, и не сделает этого без каких-то более весомых причин. Ну а камеры в Газе, таким образом, продолжат работать (если продолжат) на дискредитацию Израиля и его американских союзников.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: