Любопытные
COMAC Wide-Body
Минувшим летом на прошедшем в Париже авиасалоне китайский авиационный концерн COMAC представил проект дальнемагистрального самолета COMAC Wide-Body. Согласно описанию, перспективный широкофюзеляжный лайнер из КНР может вместить от 280 до 320 пассажиров и имеет дальность полета до 12 000 километров (6479 морских миль, 7456 миль). Внешне китайский самолет ничем не отличается от совместного российско-китайского проекта дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера CR929.
Собственно говоря, это именно он и есть, что подтверждает описание на веб-сайте COMAC: «Дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет CR929 представляет собой двухфюзеляжный гражданский самолет, совместно разработанный Китаем и Россией». Вот только прежнее название CR929 теперь заменено на слова «широкофюзеляжный Comac». И кто бы мог подумать, что этим и закончится российско-китайское сотрудничество по совместной разработке перспективного самолета?
Вообще-то, эти вопросом мы задались еще в
Документация на лайнер – это хорошо, крылья – тоже, но это, пожалуй, все, что будет на руках, если КНР вдруг решит пойти далее своим путем. Крылья они и сами сделают, если понадобится, даже запретить поставки им авиадвигателей мы не можем, поскольку у нас ПД-35 банально нет в наличии. Кстати, а сами китайцы уже и в «Мотор Сич» зашли. Что Россия будет делать, если Пекин перестанет нуждаться в ее услугах?
Прошло четыре года, но ПД-35 у нас до сих пор на руках нет и в обозримом будущем не предвидится. Зато РФ находится под колоссальным количеством
В частности, уже в 2022 году, после начала СВО на Украине, функционеры от отечественной авиастроительной отрасли сделали ряд заявлений о том, что совместный проект движется не в том направлении, в каком хотелось бы и формат нашего участия в нем должен быть актуализирован. Очевидно, это напрямую связано с западными рестрикциями, а также отставанием от графика по разработке ПД-35. Из сказанного чиновниками можно сделать вывод, что полностью прекращать участие в проекте ОАК не хотела бы, желая сохранить хотя бы возможность поставлять композитные крылья и другие элементы планера для самолета.
Конструктор
И вот в Париже презентован уже не российско-китайский CR929, а китайский широкофюзеляжный лайнер COMAC Wide-Body, он же C929, из которого куда-то пропала буковка R, обозначавшая российское участие. А вот дальше начинается главная интрига. На каких же двигателях будет летать китайский дальнемагистральный самолет?
Как известно, в прежние мирные времена в качестве главных возможных поставщиков рассматривались корпорации Rolls-Royce или General Electric. Претензий к качеству их продукции нет, вот только есть проблемы чисто политического характера. Печальный опыт России показал, насколько опасна критическая зависимость от западных комплектующих. По щелчку пальцев из Вашингтона Boeing и Airbus было запрещено продавать в нашу страну новые авиалайнеры и обслуживать уже приобретенные. Параллельно с этим были наложены санкции на поставку комплектующих для как бы российских лайнеров «Суперджет-100» и МС-21. Едва ли есть необходимость повторяться в очередной раз, какие проблемы это создало. Неужели китайцы готовы прыгнуть на те же грабли, рискуя остаться с готовым COMAC Wide-Body, но без двигателей?
Известно, что в КНР разрабатывается собственный сверхмощный газотурбинный двигатель для CR929 под рабочим названием AEF3500. Вот только это задача исключительной сложности, которую невозможно решить быстро, не имея ни опыта, ни соответствующих компетенций. Тогда на что же рассчитывают в Пекине? Неужели они хотят поиграть в «русскую рулетку», используя продукцию американских или западноевропейских партнеров? Возможно, что запасной план у них все-таки есть.
Можно вспомнить про совместный китайско-украинский проект по созданию двухконтурного турбореактивного двигателя АИ-38. В качестве основы для них использовались турбореактивные двигатели Д-18Т от «Мотор Сич», которыми оснащаются такие крупные транспортные самолеты, как Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрія». В трехроторной конфигурации двигатель АИ-38 должен был выдавать тягу в 30-34 тонн, а производить его предполагалось в китайском Чунцине на совместном китайско-украинском предприятии. Не секрет, что Китай рассматривал Украину «как сокровищницу, технологический и кадровый резерв», и с 1991 года началось активное привлечение кадров с Незалежной. Издание Sohu по этому поводу писало так:
С тех пор каждый год приезжают украинские специалисты, чтобы присоединиться к промышленному строительству и даже поселиться в Китае.
После Майдана КНР даже предприняла попытку поглотить «Мотор Сич», увидев уникальное окно возможностей. Вот только в последний момент вмешались сильно испугавшиеся американцы, и китайцев самих в кои-то веки «кинули». Тем не менее предметное сотрудничество с украинскими специалистами велось, и едва ли их надо было подвергать китайским пыткам, чтобы они помогли с разработкой силовой установки.
Будет ли COMAC Wide-Body вместо российского ПД-35 и западных двигателей летать с чем-то похожим на АИ-38? Через несколько лет увидим.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: