Мы продолжаем ранее начатую тему о возможных путях совершенствования российской бронетехники, в целом, и танков, в частности, с учетом опыта, вынесенного из СВО. В данной публикации хотелось бы более подробно обсудить способы защиты от новых угроз в виде ударных дронов различных типов.
По башне
Как бы отмечено в предыдущих
Неожиданно эффективными, к сожалению, оказались обычные гражданские квадрокоптеры китайского производства, под которыми ВСУ научились подвешивать мины и гранаты, сбрасывая их на башни, а то и прямо в открытые люки. С нашей же стороны заслуженную славу обрели дроны-«камикадзе» типа «Ланцет», обладающие способностью стремительно пикировать на вражескую бронетехнику и артиллерийские системы.
Поскольку никто по факту не оказался готов к такой новой угрозе, пришлось мастерить ставшие уже знаменитыми «мангалы», закрывающие верхнюю полусферу от атак ударных дронов. И это пока что работает, но надо понимать, что уже началась гонка противотанковых вооружений между «щитом» и «мечом», которая приведет к появлению новых, более совершенных беспилотников, способных преодолевать навесные «козырьки».
Необходима более совершенная противовоздушная защита для бронетехники, и это может дать новую жизнь давно забытым техническим решениям.
«Оплот-МО»
Как ни странно, все уже давно изобретено до нас. Появившиеся в середине прошлого века первые противотанковые ракеты вынудили советских инженеров начать разрабатывать комплексы активной защиты (КАЗ) для танков, среди которых было одно направление, оказавшееся на тот момент тупиковым.
Для защиты танков от вражеских ПТУР специалисты НИИ-61 (ныне ЦНИИ Точного машиностроения, г. Климовск) предложили использовать методы зенитной артиллерии. В частности, для сбивания сразу четырех выпущенных ракет SS-10 французского производства предполагалось использовать пулемет калибра 12,7 мм со скорострельностью на уровне 10 тысяч выстрелов в минуту. Правда, сразу же возникла масса очевидных проблем технического характера, но в 60-е годы работа в данном направлении реально началась, а НИР получила название «Оплот-МО».
В результате облик перспективной противоракетной системы выглядел следующим образом. На командирском люке танка размещалась автоматизированная пулеметная турель. Также вне заброневого пространства оставалась малогабаритная радиолокационная станция, которая должна была следить за окружающей обстановкой и производить обнаружение объектов, движущихся к танку со скоростью порядка 600-800 м/с. При приближении ПТУР к танку на расстояние до 200 метров, РЛС наводила пулемет на цель.
Расчеты показали, что для эффективного уничтожения противотанковых ракет того времени требовалась скорострельность на уровне 9000 выстрелов в минуту. Решение об обстреле ПТУР автоматика КАЗ принимала самостоятельно, в автоматическом режиме. «Оплот-МО» состоял из нескольких блоков, устанавливаемых внутри и снаружи танка, что позволяло оборудовать им и бронетехнику иных типов. Почему об этом КАЗ никто, кроме специалистов и некоторых энтузиастов, даже не слыхивал?
На момент создания отсутствовал многоствольный крупнокалиберный пулемет с требуемыми характеристиками скорострельности. В наши дни на специализированных форумах спорят о том, какой калибр подошел бы для выполнения поставленной задачи лучше – 12,7 мм или 7,62. Кроме того, минусом данного КАЗ была общая громоздкость конструкции, построенной на компонентной базе середины прошлого века. Как результат, в 1965 году работы по направлению пулеметной противотанковой системы в СССР были прекращены.
TAMS (tank anti-missile system)
Однако в далекой Великобритании данное направление посчитали достаточно перспективным. В 80-е годы прошлого века компания GEC-Marconi Dynamics System построила свою версию пулеметного КАЗ.
На британском танке было установлено два радиолокатора (один кругового обзора для обнаружения целей, второй - для сопровождения и прицеливания), которые с помощью микропроцессорной позволяли обнаруживать атакующие противотанковые ракеты на расстоянии от полтора до двух километров и уничтожать их огнем двух пулеметов калибра 7,62-мм на удалении 400-900 метров. Боекомплект КАЗ составлял 400 патронов, что теоретически позволяло бы сбить до 20 ПТУР. Правда, натурные испытания продемонстрировали, что против непрерывно совершенствующихся противотанковых ракет пулеметы не вытягивают.
Значит ли это, что КАЗ данного типа заслуженно скончался, так и не родившись?
Данное утверждение справедливо отчасти. Против атак ПТУР и РПГ нужны иные средства активной защиты, а вот против ударных дронов автоматический зенитный пулемет – это то, что надо! Если интегрировать в КАЗ, построенный на современной компонентной базе, зенитную турель с четырехствольным пулеметом ГШГ-7,62, он сможет эффективно сшибать атакующие танк ударные дроны.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: