Каким было внутреннее убранство главного жилища казахов, кто обычно занимался сборкой юрты и какие народные приметы, связанные с шаныраком, существуют, рассказывает NUR.KZ.
Традиционное жилище кочевников формировалось в течение длительного времени и в конце концов обрело наиболее совершенную форму. Казахам и другим кочевым народам требовалось такое жилище, где можно было бы укрыться от зимних морозов и которое быстро собиралось и разбиралось, а также без особых затруднений перевозилось на вьючных домашних животных. В итоге юрта стала символом практичности, простоты и уюта для народов центральной и северной Азии.
Неудивительно, что казахская юрта несколько веков назад становилась объектом пристального внимания зарубежных путешественников и исследователей. Для большинства из них казахское жилище являлось абсолютной диковинкой. К примеру, особого внимания заслуживают записи русского краеведа и педагога Константина Ельницкого.
Согласно его
Снаружи юрту покрывали кошмами, а остов был сделан из жердей. К основным частям юрты относятся уыки (жерди, образующие купол), кереге (решетчатые стенки) и шанырак (круглая конструкция на вершине юрты). Как правило, все эти элементы изготавливались из дерева.
Вот как
"Посреди юрты, под верхним отверстием, устраивался из камней очаг, который зимой служил для освещения и согревания юрты. Над очагом обычно висел котел, в котором казахи варили пищу. Пол и стены юрты у более зажиточных казахов были выстланы коврами. В юрте помещалось все имущество казаха. Справа от двери у стены обычно стояли сундуки с одеждой и разными драгоценностями; слева — низенькая кровать, закрытая пологом, а впереди — низенький круглый стол, за которым казахи ели. Неподалеку от стола, у стены, в яме стояла сaбa (кожаный мешок), в которой готовили кумыс. По стенам были развешаны седла, конская сбруя, оружие и т.п. вещи".
Что касается внешнего вида и размера юрт казахов, то они могли серьезно отличаться. Как и в наши дни, тогда существовал разный уровень комфорта жилья. Состоятельные представители народа могли позволить себе установить ақ үй (белый дом). Белая юрта считалась символом достатка, благополучия и власти. В ее конструкции могло быть 12 кереге и до 150 уыков — примерно вдвое больше, чем в обычной юрте. Помимо этого, состоятельные казахи могли иметь две, три или даже пять юрт.
Константин Ельницкий также сообщает, что сборкой и разборкой юрты обычно занимались женщины. Зафиксированный им факт говорит о том, что эта бытовая процедура действительно не была особо сложной. Исследователь отмечает ловкость, с которой казахские женщины управлялись с элементами жилища. Буквально через полчаса юрта была собрана, на разборку требовалось примерно столько же времени.
Пожалуй, самой сакральной частью юрты является шанырак. Возможно, отчасти этому поспособствовало его расположение в общей конструкции: он служил куполом над всем, что происходило в доме. Кроме того, сквозь шанырак семья, находившаяся внутри дома, могла видеть небо. Казахи также считают шанырак символом продолжения рода: существует такое понятие, как шаңырақ иесі (хранитель шанырака). Шанырак для казахов в определенной степени является синонимом дома, семьи и родины.
Естественно, такое трепетное отношение к данному элементу юрты не могло не оставить свой след в культурно-фольклорной среде. Так, к примеру, плохой приметой считалось уронить шанырак на землю. Если на шанырак вдруг попадала чья-либо кровь, то от него было принято избавляться путем сожжения: некоторые верили, что кровь на сакральном элементе может стать причиной появления в доме нечистой силы.
Шанырак играет в культуре народа настолько значимую роль, что его можно увидеть даже на государственном гербе нашей республики. Что же касается юрты, то в наши дни она — неотъемлемый элемент любого национального праздника, например Наурыза.
*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы
Алиева Зарина
Читайте нас: