Несколько дней назад стало известно об амбициозных планах российских властей создать буквально с нуля в нашей стране машиностроение для производства микроэлектроники. Сроки установлены рекордно сжатые – всего лишь до 2027 года, а бюджет невероятно скромный – какие-то 100 миллиардов рублей на следующие три года. Насколько реалистична поставленная задача, и кто ответит в случае неудачи?
«Новая нефть»
Есть мнение, что в наш век высоких
Вопрос о возможных путях преодоления технологического отставания России от «западных партнеров» уже поднимался в
В качестве одного из возможных вариантов выхода из тупика была обозначена кооперация с КНР хотя бы на правах «младшего партнера». Китайские товарищи использовали свои «тучные годы» не в пример более рационально, и уже в 2022 году смогли представить микропроцессоры, произведенный по техпроцессу 7 мм. На переход с 14 нм на 7 нм у корпорации SMIC ушло всего два года. В результате реверс-инжиниринга китайских чипов MinerVa7 Bitcoin было установлено, что китайский техпроцесс 7 нм скопирован с техпроцесса тайваньской корпорации TSMC N7 образца 2018 года.
В общем и целом, материковые китайцы большие молодцы и идут верным путем. Но есть нюанс. В Поднебесной отсутствует собственное специализированное оборудование для производства суперсовременных микропроцессоров, и США ввели санкции на его поставку в КНР. Вот об этом хотелось бы поговорить подробнее.
На кой ляд нам эти станки?
Все знают названия корпораций Apple, Intel, Samsung и, возможно, даже тайваньской TSMC, которые производят различную микроэлектронику и микрочипы для нее. Но не все в курсе, что эти технологические гиганты тотально зависят в своей работе от малоизвестной широкой публике нидерландской компании ASML с офисом Велдховене.
ASML была основана в 1984 году как совместное предприятие Advanced Semiconductor Materials International (ASMI) и Philips. Она специализируется на разработке и производстве литографических установок, используемых для производства интегральных микросхем. Ведущим мировым поставщиком оборудования нидерландская компания стала в 2002 году, а сегодня ее доля на рынке оценивается в 80-90%. Все остальное делят между собой Canon и Nikon.
Поскольку ASML использует в своей работе, в том числе, американские технологии, она находится под неусыпным контролем Минфина США. Под давлением Вашингтона Амстердам запретил своему «национальному достоянию» экспортировать в КНР современное оборудование для производства самых передовых микросхем. Также введены запреты на техническое обслуживание и ремонт уже поставленных литографических установок. Пока что открыта лазейка для экспорта из Нидерландов сканеров для 28-нанометрового техпроцесса, которые китайцы теперь закупают впрок. Это было сделано для того, чтобы американцы смогли затормозить развитие КНР, не дав при этом разориться ASML.
Конечно же, деловые партнеры пытаются обходить искусственно навязанные ограничение. Сама ASML поставляет в Поднебесную сканеры с заниженными, ухудшенными характеристиками. Китайцы же не чураются промышленного шпионажа, перекупая бывших сотрудников вендора и секретную техническую документацию, на что пожаловалась ASML в своем годовом отчете:
Мы столкнулись с несанкционированным неправомерным присвоением данных, относящихся к запатентованным технологиям, со стороны (теперь уже) бывшего сотрудника в Китае. В результате инцидента с безопасностью могли быть нарушены некоторые правила экспортного контроля.
Дело очень серьезное, на кону стоят технологический суверенитет Китая и его национальная безопасность. И вот на этом фоне выделение российскими властями аж 100 миллиардов рублей на следующие три года с тем, чтобы создать с нуля целую отсутствующую ныне отрасль, выглядят какой-то профанацией.
То, что, наконец, озадачились проблемой, это хорошо, но надо адекватно оценивать сложность задачи и заниматься ее решением комплексно, выделяя адекватные ресурсы, чтобы в 2027 году не разводить руками.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: