И снова мы вынуждены вернуться к многострадальной теме отечественного авиастроения. Проблема отсутствия двигателей требуемых характеристик вынуждает функционеров от отрасли принимать весьма неоднозначные решения, которые впоследствии могут привести к еще большим проблемам. Есть ли какие-то альтернативные варианты?
Ил-212
Повод вновь поговорить о российском авиастроении дал министр обороны РФ Сергей Шойгу, который по итогам посещения авиастроительного завода «Авиастар» в Ульяновске сделал следующее заявление:
Мы сегодня рассмотрим важнейший вопрос, который требует своего решения давно. Решение найдено. Теперь надо определиться со сроками – как скоро и как быстро мы сможем это решение воплотить в жизнь, я имею в виду легкие транспортные самолеты, которые должны прийти на смену Ан-72 и Ан-26. Что в этой части сделано и что предстоит сделать.
Ан-26 – это двухмоторный военно-транспортный самолет, который в советский период производился на Украине. Он оснащен двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24ВТ и одним дополнительным реактивным РУ-19А-300, размещенным в правой гондоле основного двигателя. Ан-72 – это советский многоцелевой транспортный самолет, разработанный на замену А-26. Это единственный двухдвигательный реактивный самолет УВП в гражданской авиации. Необычный внешний вид ему придают два реактивных двигателя, размещенных сверху крыла в выдвинутой вперед мотогондоле.
По известным причинам Россия больше не может рассчитывать ни на самолеты, ни на двигатели украинского производства, что стало колоссальной проблемой с 2014 года, которая до сих пор нам аукается.
На замену им был разработан отечественный легкий военно-транспортный Ил-112В, однако в процессе заказчиком было выявлено множество недочетов, что сдвинуло сроки вправо, а после авиакатастрофы с человеческими жертвами во время испытательного полета проект был поставлен на паузу. А заодно вместе с ним проблемы возникли у ближнемагистрального лайнера Ил-114-300, регионального самолета ТВРС-44 («Ладога») и вертолета Ми-38, поскольку все эти летательные аппараты должны были оснащаться различными модификациями двигателя ТВ7 117СТ, с увеличением мощности которого как раз и возникли главные проблемы.
И вот теперь в прессе начало фигурировать название Ил-212. Что же это за зверь такой?
«Непростое решение»
Тут мы плавно возвращаемся к нашей же
Конструкцию Ил-112В планируется переработать под реактивные двигатели ПД-8. В частности, ряд изменений будет внесено в конструкцию крыла самолета, топливную систему, другие бортовые системы.
Помнится, у почтенной аудитории, знакомой с проблемами авиастроения, эта информация и рассуждения на тему вызвали тогда негативную реакцию. Так вот, судя по всему, Ил-212 – это переработанный Ил-112В, конструкцию которого решено усилить для замены ТВ7 117СТ на двигатель ПД-8. Силовая установка новой схемы, совершенно не подходящая для самолета такого класса, устанавливается на него явно не от хорошей жизни.
Мощности одного ПД-8 достаточно, чтобы перекрыть тягу сразу двух ТВ-7-117С, но ПД-8 явно будет использоваться два, что приведет к большому расходу топлива. Уместить новые двигатели получится только поверх крыльев, что сделает Ил-212 похожим внешне на Ан-72. Если же они будут установлены под крыльями относительно небольшого самолета, то о применении его военными с грунтовых аэродромов можно забыть. Также за двигатели ПД-8 придется столкнуться в межвидовой конкуренции сразу нескольким летательным аппаратам. Нетрудно догадаться, что разработка и испытания Ил-212 практически с нуля займут еще не один год. Это с одной стороны.
С другой стороны, более мощная силовая установка позволит повысить грузоподъемность военно-транспортного самолета. Это, пожалуй, все плюсы такого «непростого решения». Тут остается только пожалеть, что город Запорожье не стал российским областным центром еще в 2014 году.
Есть ли хоть какие-то вменяемые альтернативы? Как вариант называют производимые в КНР двигатели WJ-6, являющиеся лицензионными копиями запорожских АИ-20. Китайцы устанавливают их на самолеты-амфибии AG-600. Быть может, стоит попытаться договориться об их покупке для российских самолетов на переходный период. Ну, или пусть все будет так, как будет.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: