После того как на минувшей неделе в Берлине прошли масштабные протестные акции – по оценкам независимых источников, в них приняли участие от 18 до 20 тысяч человек, – в нашей экспертной среде прошёл лёгкий холодок возбуждения – неужели тронулось?
Что ж, разволноваться было от чего. Немцы, в отличие от своих соседей французов, довольно тяжелы на подъём и не взрываются, как шампанское, на любое неправильное действие их правительства. А тут аж целых 20 тысяч! Причём, что характерно (и это особо отмечали германские СМИ), марш-протест и последовавший за ним митинг не были организованы ни одной из существующих в Германии политических партий. По факту это стало ещё одним проявлением феномена самоорганизации посредством социальных сетей.
На большинстве плакатов, которые держали демонстранты, были призывы к поиску мира, а не к провоцированию ещё большей бойни на Украине через бесконечные поставки всё новых и новых вооружений (впрочем, судя по всему, эта лавочка скоро действительно будет прикрыта). Но на центральном транспаранте, пронесённом впереди всей процессии и изображавшем всех главных персонажей нынешней правящей коалиции, были написаны такие слова: «Regierung muss haften», что на русский можно перевести как «правительство должно быть ответственным» или «должно нести ответственность».
И в этой традиционной для немецкой политической терминологии фразе заложен не только призыв отвечать за свои нынешние поступки, но и требование чётко следовать ранее данным обещаниям. Ну а то, что немецкий избиратель не удовлетворён ни по первому, ни по второму пунктам, легко можно считать в результатах социологических исследований, регулярно проводимых местными службами соцмониторинга.
Согласно их данным, рейтинг популярности возглавляемой действующим бундесканцлером Олафом Шольцем Социал-демократической партии Германии (SPD) достиг самого низкого значения со времен последних федеральных выборов. Всего 16% против 25,7% в 2021 году. При этом их товарищи по коалиции партия Союз 90/Зелёные остались при своём, имея всё те же 14% с небольшим, что и двумя годами ранее.
Но главной сенсацией соцопросов, которая и стала основной причиной возбуждения в российском экспертном сообществе, оказались результаты партии «Альтернатива для Германии» (AfD), набравшей почти 22% голосов и таким образом с запасом удвоившей свой результат на минувших выборах в бундестаг (10,3%).
Кстати, ростом популярности AfD оказались встревожены и западные союзники Германии. Так, британская Financial Times посвятила целую статью политической силе, которая выступает с прогерманских позиций и критикует чрезмерную американоцентричность трансатлантического выбора руководства ФРГ.
Ещё больший энтузиазм в рядах тех, кто надеется на «пророссийский» (очень условно, разумеется) разворот Германии, вызвали рейтинги ещё даже не созданной партии во главе с Сарой Вагенкнехт, левым политиком и многолетним депутатом бундестага от партии «Левые» (Die Linke).
По данным опроса, проведенного социологической службой YouGov по заказу агентства DPA, за новую политическую силу, потенциальный лидер которой выступает за отмену антироссийских санкций, готовы проголосовать 20% германских избирателей. И это в целом по стране. Среди жителей восточных земель (бывшая ГДР) уровень поддержки и того выше – 29%.
Глядя на уверенную поступь политических движений, объединённых категорическим неприятием навязываемой нынче на Западе ультралиберальной повестки, неотъемлемой частью которой является откровенная русофобия, многие в России уже начали прикидывать возможные коалиционные расклады в будущем германском парламенте.
20% у Вагенкнехт, 22% у АдГ, жалкие 16% у Шольца – это же крах нынешней политики официального Берлина. А ну как АДГ, Левые, новая партия Вагенкнехт действительно отберут большинство голосов у СДПГ или ХДС/ХСС и сформируют новое, более адекватное и, как следствие, менее русофобское правительство.
Ну что сказать – подобные фантазии в очередной раз демонстрируют довольно поверхностное понимание нашей пропагандисткой машиной (использую это словосочетание без какого-либо негативного контекста) политических процессов, проходящих в западных странах, в частности в Германии. К сожалению, это, как правило, приводит и к ошибочным оценкам политических перспектив.
Дело в том, что союз правых и левых в бундестаге и даже на уровне ландтагов (земельных парламентов) не возможен в принципе. Таков, увы, политический расклад. Высказывая во многом схожие позиции, эти два крыла немецкой политики не могут сойтись из-за принципиальных идеологических противоречий. Так что никакой право-левой коалиции с бундестаге создано не будет, сколько бы голосов они вместе ни набрали.
Но это ещё полбеды. Важно понимать, что те самые голоса они отбирают в основном у двух крупнейших германских партий ХДС/ХСС и СДПГ. При этом ядерный электорат зелёных или Свободных демократов (ещё одна партия закоренелых русофобов), как видим, не уменьшается и даже имеет тенденции к росту. Именно это и показали последние соцопросы.
В результате условная победа АдГ и левых может привести к формированию коалиции, где главенствующую роль будут играть наиболее радикально антироссийски настроенные силы, а вовсе не относительно умеренные христианские демократы и социал-демократы.
Как бы ни парадоксально это звучало, но в наших интересах укрепление именно этих двух политических сил – СДПГ и ХДС/ХСС, – которые могли бы сформировать коалицию, как было, скажем, при Меркель, и проводить пусть и не дружественную нам (это, увы, сейчас нереально), но хотя бы взвешенную внешнюю политику.
В германском бизнесе довольно тех, кто хотел бы продолжения нормального сотрудничества с Россией. Я бы даже сказал, что крупный немецкий капитал разделён примерно 50/50 на условно проамериканский и условно пророссийский.
Ну а так как ни социалистической, ни правоконсервативной революции в ФРГ не предвидится (это всё ещё классическая буржуазная республика), нам необходимо научиться правильно сосуществовать и работать именно с этими партнёрами.
Читайте нас: