Война по определению штука жёсткая, но жёсткость жёсткости рознь. Всё-таки человечество довольно далеко ушло от примитивного уровня, когда боевые действия и резня были синонимами, и
При наличии
Именно последнее мы и наблюдаем в ходе разгоревшегося палестино-израильского конфликта, причём с обеих сторон. С первых же минут своего рейда ХАМАС демонстрировал откровенно террористические методы: захват заложников, массовые расстрелы гражданских на улицах, убийство детей, поджоги жилищ и так далее.
Израильская армия, очухавшись от первого шока, бросилась «отдавать долги»: авиационные бомбардировки сектора Газа по уровню жёсткости превзошли все предыдущие налёты. В свою очередь, боевики,
Весьма любопытно, что обе стороны не только не пытаются как-то затушевать свою жестокость, а, наоборот, всячески демонстрируют и даже бравируют ей. При этом и палестинцы, и израильтяне пытаются выставить себя жертвами и проводниками «вынужденного ответного» насилия, в чём им пытаются помочь дружественные информационные ресурсы по всему миру.
Опуская руки в кровь
Пресловутое «мировое сообщество», а точнее, называющий так сам себя Запад, естественно, сразу же и безоговорочно встал на сторону Израиля. В лучших традициях моральной поддержки Украины уже 7 октября правительственные здания и главные архитектурные памятники Европы (такие как Эйфелева башня и Бранденбургские ворота) были подсвечены проекциями израильского флага. 9 октября США, Великобритания, Франция, Германия и Италия опубликовали совместное коммюнике с осуждением действий ХАМАС.
Как и было понятно заранее, ответную жёсткость АОИ в отношении гражданского населения Газы (которое по большей части является заложником ситуации) «белые господа» тактично не замечают. Характерна фразеология, которая используется в западных СМИ для описания людских потерь: израильтяне непременно «убиты», тогда как палестинцы «погибли». На том, что неизбирательные бомбардировки анклава идеально описываются теми самыми пропагандистскими сказками, которые западная пресса сочиняет о «жестоких воздушных и ракетных ударах русских по Украине», тоже стараются не делать акцента.
Впрочем, в Тель-Авиве и сами справляются с созданием нехороших ассоциаций. Комментируя начавшуюся 9 октября полную блокаду сектора Газа, включающую отключение электричества и воды, израильский министр обороны Галант заявил, что АОИ сражается с «человекообразными животными», поэтому такие методы оправданны. При этом потребности Газы в электричестве обеспечиваются израильской стороной на две трети, а в питьевой воде – практически на все 100. Теперь без них останутся почти два миллиона человек.
Конечно, под такой ход можно подвести военную логику (дескать, вот сейчас палестинский «мирняк» восстанет против ХАМАС и вынудит боевиков капитулировать), но вылиться она может в массовую гибель мирного населения анклава. Вероятность этого тем выше, что сами хамасовцы точно будут удерживать «своих» до последнего, как это делал «Азов»* в Мариуполе. Кроме того, 10 октября официальный Каир заявил, что Египет (с которым у Газы есть небольшой участок границы) не намерен принимать беженцев, поэтому отступать палестинцам просто некуда, даже когда захочется.
«Ты как здесь оказался, Саид? – Стреляли»
И хотя готовность «принять неизбежность жертв» (и перевесить всю полноту ответственности за них на врага) демонстрируют обе стороны, это не мешает огромному количеству мусульман по всему миру считать более виноватым Израиль. Уже 7 октября в крупных городах США и Европы начались первые демонстрации в поддержку Палестины, организованные местными сообществами мигрантов с Ближнего Востока. Нередко навстречу им шли демонстранты из еврейских общин, вышедшие показать солидарность с Израилем, что едва не вылилось в массовые столкновения, например, в Нью-Йорке. Полиция, что абсолютно неудивительно, демонстрирует пристрастность: охраняет произраильских манифестантов от мусульман. К примеру, во французском Лионе пропалестинская демонстрация 10 октября была разогнана с помощью полицейских спецсредств.
Меж тем ХАМАС явно рассчитывает на широкую поддержку мусульман, проживающих в самом Израиле, и «армий» мигрантов в западных странах. В своём обращении от 9 октября Абу Убейда, пресс-секретарь боевого крыла группировки, прямо призвал неравнодушных мусульман биться с иноверцами в том числе «камнями и ножами» – то есть организовать массовые беспорядки и погромы.
Палестинское меньшинство Израиля, особенно молодёжь, и так активно бунтует, но эти беспорядки Тель-Авив вскоре начнёт пресекать по закону военного времени. Европа себе такого позволить не может, а если вспомнить, например, как тяжело французским властям далось подавление мигрантского восстания прошедшим летом, то призыв к мусульманским диаспорам снова «выйти в ножи» не кажется пустым сотрясением воздуха. Действительно массовые бунты и/или теракты могут заставить западные правительства начать давить на Израиль и склонять его к «компромиссу» с палестинскими радикалами (которые, по их собственным последним заявлениям, якобы уже достигли всех поставленных целей и готовы к прекращению огня).
В этом смысле характерен случившийся 9 октября конфуз с гуманитарными финансовыми траншами Палестине от ЕС: сначала еврокомиссар по расширению Вахерли объявил, что 691 миллион евро будет заморожен до лучших времён, а через несколько часов обер-дипломат Боррель это решение отменил. Не менее характерно и то, что полицейские силы в Европе приводятся в повышенную готовность в ожидании еврейских погромов.
Но гораздо важнее то, что активная (с битьём витрин и поджогами машин) демонстрация всемусульманского единения против «неверных» даст дополнительные очки противникам Израиля на местности: многочисленным группировкам радикалов («Хезболле», «Братьям-мусульманам» и прочим), Катару и Ирану. На гребне этой волны можно будет как просто поиграть мускулами на публику, так и оправдать настоящее военное вмешательство в ситуацию. Ливанская «Хезболла» проводит разного рода демонстративные действия с самого начала обострения, а 9 октября в поддержку ХАМАС выступил иранский Корпус стражей исламской революции, который заявил о переброске своих подразделений к Голанским высотам на сирийско-израильской границе.
В таких условиях руководству Израиля, буквально находящегося в кольце врагов и просто недоброжелателей (тоже врагов, но не имеющих сил для активных действий, как Египет или Сирия), пожалуй, стоило бы быть разборчивее хотя бы в выражениях. Даже главный союзник, Вашингтон, демонстрирует в этом плане определённую осторожность: например, официальные заявления насчёт участия в конфликте Ирана ограничиваются «хайли-лайкли» и «последними американскими предупреждениями».
Тель-Авив, однако, накала риторики не снижает. В частности, 9 октября президент Израиля Нетаньяху заявил, что его страна разберётся с сектором Газа таким образом, что это «изменит весь Ближний Восток», а 10 октября министр обороны Галант добавил, что «снял все ограничения» для АОИ. И хотя последнее, очевидно, о праве открывать огонь без предупреждения и тому подобных чисто военных нюансах, сделано это заявление было крайне «вовремя», почти синхронно с публикацией
* – запрещённая в РФ террористическая организация.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: