Не хочется признавать, но пришло время отказаться от ограничения цен на российскую нефть.
Реальность такова, что потолок не работает, хуже того, перевозка и перевалка российской нефти в отслуживших свой срок ржавых танкерах повышает вероятность экологической катастрофы.
Казалось, ограничение некоторое время работало, сорт нефти марки Urals торговался ниже потолка в первые восемь месяцев действия ограничения.
Но это скорее было больше связано с общей динамикой рынка нефти, а не с ограничивающим механизмом. Теперь мировые цены на нефть выросли, поэтому подросла и стоимость российской нефти. Сейчас цена на нефть марки Urals ближе к $100 чем к $60, и большая ее часть перевозится на танкерах, чьи владельцы готовы игнорировать потолок.
Сейчас многие новые операторы перевозки нефти накопили флот старых судов (многие из которых ранее были проданы на металлолом), чтобы перевозить российскую нефть.
Хотя цели ценового ограничения и похвальны, ему не хватает зубов.
Судовладельцам всего лишь нужно иметь подтверждение грузовладельца о том, что партия была приобретена по цене ниже потолка. Но реальных проверок нет, как и нет возможности определить, верно ли то, что написано документах. Реально мало шансов, что продавца (российская нефтяная компания) или покупателя (как правило, недавно созданная подальше от контроля Казначейства США торговая компания) можно будет поймать на том, что документы поддельные. В результате, потолок не работает.
Пересмотр ценового потолка, более соответствующего текущим рыночным ценам возможно и вынудит некоторые объемы торговаться ниже нового ограничения, но никак не ограничит доходы Кремля. Учитывая рост нефти почти на 27 процентов с конца июня, это неудивительно.
Отказ от потолка не окажет влияния на объем российской нефти на рынке — объемы будут такими же, как и были все время войны на Украине. Теперь, когда готовых для перевозки нефти танкеров накоплено достаточно, это также не окажет влияния и на цены.
Если западным грузоотправителям будет разрешено перевозить и страховать российские грузы, значительная часть продаваемого объема вероятно вернется на суда, которые правильно застрахованы, находятся в хорошем состоянии и перевозимые на них грузы тщательно проверяются.
Тогда самые старые из танкеров, которые сейчас используют для перевозки российской нефти, окажутся на пляжах Бангладеш, Индии и Пакистана, где их разрежут на металлолом, что предотвратит неизбежную экологическую катастрофу если они будут продолжать использоваться для перевозки нефти.
Тоже неплохой вариант, учитывая что Россия потратила на них миллиарды долларов — тогда эти расходы оказались бы напрасны.
Читайте нас: