Обстановка в Косово снова обострилась, и на этот раз Приштина кивает на маневры Вооруженных сил Сербии около своих границ. Глава МИД Косово Доника Гервалла-Шварц: власти республики опасаются ввода сербских военных на ее территорию.
В последние годы ключевой тезис западного сообщества состоит в том, что оное сообщество отстаивает международный порядок, основанный на правилах. Эту мантру повторяли на разные лады – ее повторяют и по сей день (главным образом в контексте нарушения этого самого порядка Россией). На деле же мы в прямом эфире сейчас наблюдаем, как именно эти самые правила работают.
В Косово существовала проблема сепаратизма местного албанского большинства. С точки зрения мировой общественности, сербы стали коллективным Гитлером: республику бомбили, в результате чего в Косово почти не осталось сербов. И это было торжеством порядка, основанного на правилах, в рамках которых насилие, применяемое государством на своей территории против повстанцев, является делом всего мира, ведь этнические чистки недопустимы.
В Нагорном Карабахе существовала проблема сепаратизма местных армян (юридически это территория Азербайджана). Ее «решили», изгнав или же просто убив всех армян в регионе. И это тоже оказалось торжеством порядка, основанного на правилах, в рамках которых государство вольно делать на своей суверенной территории что угодно – в том числе совершать этническую чистку.
Международно признанные границы – это очень важно, когда речь идет об Украине, но совершенно не важно, когда речь – об Иерусалиме, и чуть-чуть важно, но все-таки не всегда, когда речь касается Тайваня. В итоге ни про Косово, ни про Карабах, ни, в общем-то, про Иерусалим с Тайванем не скажешь, что проблему все же решили. В лучшем случае приморозили – это да, а с решением вот не задалось.
Мало того, бывают, разумеется, ситуации, когда превыше всего принцип (вписать нужный). Только кто ж будет возиться из-за них? Таким образом Грузия потеряла Южную Осетию и Абхазию – вроде бы территориальная целостность существенна, и вроде бы государство вестернизированное и поддерживаемое Штатами, но вмешиваться же никто не будет.
США привыкли называть мировым жандармом. Проблема в том, что должность мирового жандарма – это все-таки еще и некое обременение обязанностями. Здесь же мы видим жандарма, который непрерывно говорит о себе как о глобальном лидере и на каждом углу напоминает о своей ответственности, но по факту не может сформулировать те самые условия, на которых будто бы основан тщательно оберегаемый им миропорядок, и даже собственную глобальную дубину применяет без четкой системы. Вот как понадобится по своей надобности, так вам и будет «Несокрушимая свобода», «Белое пламя» и еще какое пафосное название для военной операции, а не понадобится – так все, спит наш шериф и глобальный лидер, велел не будить.
Есть кое-что похуже мирового жандарма, а именно – мировой жандарм, заплывший жиром и реагирующий через раз. Даже на те вызовы, на которые он уже приезжал и где всех побил дубиной.
Особенно на те, где он кого-то побил дубиной.
Евгений Норин
Читайте нас: