27 сентября появилась характерная весточка от администрации НАТО: до конца текущего года альянс рассчитывает представить первую доктрину борьбы с беспилотными летательными аппаратами. На фоне творящейся на «Восточном фронте» революции дронов, инициатива в основе совершенно верная, но всё равно вызывающая определённые сомнения. Если разработкой доктрины занимаются «аналитики» того же уровня, как те, которые во время летнего наступления давали командованию ВСУ толковые советы типа «воюйте хорошо, а плохо не воюйте», то за тему борьбы с БПЛА можно быть спокойным: НАТО её благополучно сольёт.
Впрочем, даже настоящие специалисты, включая практиков, сейчас с трудом поспевают за реальностью использования дронов на поле боя. Каких-то полгода назад, когда слово «ланцетирование» ещё не утвердилось в лексиконе, а FPV-камикадзе летали на самые первые пробные удары, насчёт перспектив этого оружия шли очень горячие дебаты: а как быть с РЭБ, а допустимо ли отбирать боеприпасы у гранатомётчиков ради экспериментов с очередными жужжалками и так далее.
Сегодня на повестке уже другие вопросы: например, понадобится ли нашим операторам камикадзе, которые ежедневно видят в подробностях гибель буквально десятков фашистов, дополнительная психологическая помощь. Количество барражирующих боеприпасов всех видов, используемых в полосе только одного батальона, может переваливать за сотню в сутки – невиданные числа даже для такой классики высокоточного оружия, как ПТУР.
Совершенно очевидно, что дальнейшее развитие военного дела теперь неразрывно связано с беспилотной
Россия и плотно следящий за опытом СВО Китай пока что имеют в этой области серьёзную фору перед стратегическими противниками – но это не значит, что можно почивать на лаврах, особенно когда США бездумно дёргают все подряд тумблеры «контролируемой эскалации». Поэтому в наших странах активно ведутся работы по дальнейшему наращиванию преимущества в области беспилотных систем.
По мотивам Ф. К. Дика
Квинтэссенцией всех последних достижений является, конечно, «Изделие 53» ака «Ланцет» нового поколения, созданный ижевским предприятием Aeroscan – на сегодняшний день, пожалуй, самый совершенный барражирующий боеприпас, реально применявшийся на поле боя. В нём реализованы такие передовые концепции, как запуск роем, автоматизированный поиск и распределение целей внутри роя, возможность установки различных боевых частей.
Китайские товарищи могут похвастаться прогрессом в создании, так сказать, «кассетных» камикадзе. Сообщается, что 601-й НИИ в городе Шэньян ведёт разработку новой баллистической ракеты, по габаритам и массе сравнимой с входящими в комплекс «Искандер», которая будет нести к цели сразу 80 (!) дронов-камикадзе самолётного типа. Эти последние, в свою очередь, имеют электрические двигатели и массу 5 кг, являясь чем-то вроде мини-«Ланцетов». Материалов по этому проекту в открытом доступе мало, поэтому степень готовности не ясна, но можно утверждать, что модели самих камикадзе проходят аэродинамические испытания.
Это всё – дальнобойная и мощная беспилотная «артиллерия». Судя по представленной Aeroscan масштабной модели, «Изделие 53» предполагается применять со специальной «установки залпового огня» на базе грузовика. Китайские производители малых дронов-камикадзе ранее уже показывали различные варианты многоствольных пусковых установок на базе обычных и бронированных автомобилей, и даже дистанционно управляемой колёсной платформы. Последний вариант, пожалуй, вскоре станет единственно возможным для боеприпасов с малой дальностью полёта.
Сами эти «беспилотные гранаты» уже довольно близки к пределу своих возможностей. 26 сентября тульские разработчики FPV-дронов продемонстрировали адаптированную для установки на коптер боевую часть авиационной неуправляемой ракеты С-8КО, способную поражать бронированные и «мягкие» цели одинаково эффективно. Ещё одно направление, в котором идёт развитие FPV-дронов – увеличение их дальности за счёт более крупного БПЛА, который служит ретранслятором сигнала, благодаря чему уже удаётся поражать цели в 5-6 км от линии фронта, против 2-3 км ранее. В ближайшие месяцы появятся связки, в которых ретранслятор будет также носителем, доставляющим боеприпас к цели, это даст прирост ещё в пару километров.
Ранее Тульский центр беспилотных систем уже показывал систему автоматизированного поиска цели для своих дронов: нейросеть, наученная распознаванию образов военной техники, устанавливается на пульт управления и «подсвечивает» оператору потенциально интересные объекты. Логическим завершением этой цепочки станет программа, наводящая FPV-дроны полностью автоматически.
Собственно, технически это реализуемо уже сейчас, и не внедряется только из опасений, что компьютер наведёт боеприпас на своих или гражданское население. Однако такая автоматизация открывает большие перспективы перед дронами-истребителями себе подобных: вручную наводить таран на мелкую подвижную цель очень сложно, а нейросеть с этим справится куда лучше, нужно лишь обеспечить идентификацию «свой-чужой».
Камень, проволока, паяльник
27-30 августа министр торговли США Раймондо была с официальным визитом в Китае. Целью поездки якобы был поиск неких компромиссов между Вашингтоном и Пекином – сначала, правда, Раймондо приземлилась в Тайбэе, что само по себе уронило шансы на «тёплый» приём на материке до нуля.
Так совпало, что 30 августа компания Huawei официально презентовала новый смартфон Mate 60, хайп на старте продаж поднялся небывалый. Когда Раймондо после возвращения в Штаты 19 сентября отправилась на слушания по теме осуществления санкций в сфере микроэлектроники в Конгресс, ей пришлось ответить на несколько вопросов касательно китайской новинки.
Казалось бы, ну какое дело американским парламентариям до рынка гаджетов, отрабатывают заказ от Apple, продукцией которой китайским чиновникам запрещено пользоваться с начала сентября? И это тоже, но главная проблема в том, что новый смартфон от Huawei построен на базе передовых чипов с 7-нм топологией, которых, по мнению американских сочинителей санкций, у Китая быть не должно – а он их выпускает в валовых количествах и полностью своими силами.
Это ставит под вопрос не только коммерческие перспективы американских, корейских и тайваньских производителей электроники, которые сами переходят на ещё более миниатюрную 3/4-нм топологию, но с трудом. Куда важнее, что технология открывает путь к эффективным и дешёвым (что немаловажно) автономным барражирующим боеприпасам и средствам борьбы с ними, которые будут доминировать на поле боя над «человеческой» вооружённой силой с большим отрывом. На горизонте десятка лет это грозит перечеркнуть все
Довольно забавно, что США сами же нынешнее положение дел и организовали: введённые в 2019 г. ограничения на экспорт в КНР оборудования для производства микросхем (в частности, литографов) заставили китайских производителей форсировать разработку и производство собственных аналогов. А теперь уже сам Пекин ответными санкциями ставит на колени микроэлектронное производство «партнёров»: ужесточение правил экспорта критически важных галлия и германия, основным поставщиком которых в мире Китай и является, грозит оставить фабрики чипов почти без сырья. По утверждению западной прессы, с 1 августа ни один западный импортёр не получил ни грамма редких элементов из КНР.
Наше ВПР, как видно, тоже осознаёт, что уже в обозримом будущем остаться без собственного производства чипов станет буквально смерти подобно, и активно вкладывается в эту тему.
19 сентября Национальный центр физики и математики РАН доложил об успехах в разработке рентгеновского литографа, который в перспективе позволит закрыть потребности отечественной микроэлектроники в таких установках. В течение двух лет планируется построить опытный литограф, который поначалу будет выдавать «самые большие в мире» микросхемы с топологией в 90 нм, с последующей миниатюризацией до мировых стандартов в промышленных установках, появление которых ожидается через пять лет.
А 26 сентября московское НПО «Рокор» инновационную технологию производства галлиевых заготовок для чипов, которая позволит выдавать их быстрее и вдвое дешевле, чем сейчас. Ожидается, что продукция «Рокора» будет поставляться на внутренний и внешний рынок уже через полтора года.
Конечно, отставание от лидеров в этой области сейчас составляет годы. С другой стороны, необходимость начинать с нуля в некоторых областях даёт известную свободу для творчества: к примеру, та же рентгенолитография теоретически позволит получать более «тонкие» чипы, чем традиционные методы производства. Главное, чтобы нынешний подход к теме импортозамещения не вылился в очередное переклеивание шильдиков, как предыдущий.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: