23 сентября исполнилось 300 лет со дня подписания Петербургского мирного договора. Это соглашение было оформлено в 1723 году и установило военно-политический союз между Российской империей и Сефевидской Персией. Подписание договора считается вершиной внешней политики Петра I (годы правления – 1682–1725). Некоторые направления этой политики актуальны и сегодня при формировании стратегии по отношению к странам "глобального Юга".
Заметим, что у основателя Санкт-Петербурга был достаточно амбициозный проект. И, в отличие от распространённого мнения, он не был связан с ориентацией на Запад. План Петра I заключался в том, чтобы превратить Россию в высокоразвитое, процветающее, независимое, самодостаточное государство. Для этого предполагалось использовать те преимущества, которые стране предоставило её географическое положение.
В период правления Петра I наиболее прибыльной являлась торговля с Индией и Китаем. В Европе особенно ценились индийские ткани и специи, а также китайские шёлк, чай и предметы роскоши. При этом наиболее удобный маршрут пролегал через Волго-Балтийский путь, соединявший Каспийское и Балтийское моря. Его естественным продолжением был сухопутный путь через Персию.
На севере этот путь был заблокирован Швецией, перекрывшей выход к Балтике. В ходе кровопролитной Северной войны 1700–1721 гг. это препятствие было устранено. Русское царство, преобразованное в Российскую империю, одержало победу и присоединило к себе часть Прибалтики. Морской путь в Европу был открыт.
Далее наступил черёд Персии. В 1722 году афганские племена нанесли ей поражение и пленили персидского шаха. Сын последнего Тахмаспа II призвал на помощь Россию. Его представители подписали Санкт-Петербургский договор, в котором пошли на территориальные уступки. В обмен на военную помощь Российская империя получила современные Дагестан, Азербайджан, северный Иран. Кроме того, две страны установили режим свободной торговли и передвижения для купцов. Россия получила возможность свободно вывозить индийские товары напрямую и перепродавать их в Европу за более высокую цену.
Одновременно начались переговоры с Китаем, итогом которых стал договор о беспошлинной торговле с империей Цин.
Интересным моментом этого проекта стала разработка новой системы международных расчётов. Она создавалась как альтернатива западной. На тот момент международные расчёты за поставки индийских и китайских товаров осуществлялись голландскими дукатами. Покупка дукатов вела к значительным затратам для русских купцов. Поэтому Пётр I постарался сделать международным инструментом торговли… русские золотые монеты. Тогда в Русском царстве не было собственных золотых рудников, а драгоценные металлы ввозились с Запада. Поэтому царь издал указ о финансировании поисков и разработок месторождений золота, которые вскоре были обнаружены на Урале, Алтае, в Забайкалье. Первым российским золотодобывающим предприятием стал Нерчинский рудник.
Ещё одной особенностью политики Петра I являлся отказ от внешних займов. За всё время его правления государство, даже в самые критические моменты, не взяло ни копейки в кредит. Это происходило за счёт колоссального напряжения внутренних сил, закрепощения и жесточайшей эксплуатации крестьянства. Тем не менее Россия смогла обеспечить экономическую независимость.
Вскоре такая политика дала первые плоды. Доходы казны с 1701 по 1725 гг. выросли более чем в 3 раза – с 3,1 млрд. руб. до 10,2 млрд. руб. Приток средств от внешней торговли позволил инвестировать в развитие промышленности. Так, в 1725 году на Нижнетагильском заводе была запущена самая крупная в мире домна. К этому моменту Россия уже насытила металлургической продукцией внутренний рынок и начала её экспортировать. Причём экспорт постоянно рос.
Движение по этому пути создало конкуренцию Западу и особенно Англии. Политика Петра I вступала в конфликт с претензиями британцев на монополизацию торговли с Востоком. Кроме того, она превращала
К сожалению, Пётр I не избежал ошибок в своей внешней политике. Он проводил политику активного привлечения на службу иностранцев. Такая линия объяснялась стремлением привлечь их опыт и знания. Однако увлечение этой политикой привело к тому, что в ряде ключевых ведомств европейцы стали доминировать. В то же время большинство из иностранцев не чувствовало связи с новой родиной, оставалось безразличным к её интересам. Некоторые и вовсе решились на откровенное предательство страны.
Так, после смерти Петра I немец Генрих Остерман и литовский еврей Пётр Шафиров провели полную ревизию петровской политики. Возглавив Коллегию иностранных дел и Коммерц-коллегии, они заключили союз с
Юрий Городненко
Читайте нас: