В США разгорается серия скандалов вокруг очередной катастрофы истребителя-невидимки пятого поколения F-35. 17 сентября F-35B Lightning II Корпуса морской пехоты
Истребитель взлетел с базы ВВС Чарльстон в паре с другим F-35. На высоте 1200 футов пилот катапультировался, как он сообщил спасателям, «из-за плохой погоды». После этого оставшийся без пилота самолёт перевернулся, пролетел в таком положении 60 миль и упал на поле в штате Южная Каролина.
Американские СМИ мгновенно взорвались от возмущения, как это, мол, могли быть разрешены полеты «невидимок», если благодаря
«Проблема заключается в системе OBIGGS (бортовой генерации инертного газа) F-35, которая закачивает обогащенный азотом воздух в топливные баки, чтобы инертизировать их, предотвращая взрыв самолёта в случае удара молнии. Судя по всему, трубки внутри топливного бака F-35, подающие азотную смесь, со временем перестают эффективно функционировать из-за вибраций и, возможно, перепадов температуры и давления во время полета», – сообщил Forbes в ноябре прошлого года.
В 2020 году специалисты по техническому обслуживанию логистического комплекса Огден на базе ВВС Хилл в штате Юта обнаружили повреждение системы OBIGGS во время технического обслуживания F-35A. Последующая проверка показала, что 14 из 24 проверенных F-35A имели повреждённые трубки. Это привело к приостановке поставок F-35 ВВС на две недели, пока решалось, кроется ли проблема в производственном дефекте. «Было установлено, что это не так, и поставки возобновились, но Объединённый программный офис F-35 ввёл ограничение на полеты».
Прошло два с половиной года, но причины неисправности так и не были найдены, и запрет на полёты в грозу снят не был. Поэтому пилот злосчастного F-35A, увидев перед собой грозовой фронт, сразу же катапультировался, чтобы приземлиться на заднем дворе жилого дома. По какой причине пилот второго истребителя не испугался грозы и успешно приземлился на базе Чарльстон, не сообщается.
Через несколько дней разгорелся новый скандал, вызванный публикацией
В отчёте содержалась просто убийственная критика Пентагона из-за множества нерешённых проблем конструкции F-35.
Оказалось, что истребитель стоимостью $100 млн может находиться в воздухе лишь 55% времени, все остальное уходит на ремонт постоянно выходящих из строя систем и компонентов.
«Недостаток запасных частей и технических данных, плохая подготовка обслуживающего персонала и недостаточные усилия по расширению ремонтных баз снижают способность Вооружённых сил США держать в воздухе… истребитель F-35», – говорится в докладе GAO.
«F-35 и его расширенные возможности делают его грозным оружием в арсенале США. Но если самолёт не сможет оторваться от земли из-за проблем с его обслуживанием и эксплуатацией, - говорится в отчёте, - то это ценное преимущество не принесёт пользы ВВС, ВМФ и Корпусу морской пехоты».
Чем больше выпускается F-35, тем больше они ломаются. По данным GAO, с весны 2019 года количество сломанных запчастей, требующих ремонта, увеличилось более чем вдвое, с 4300 до более чем 10 тысяч.
Сейчас на ремонт сломанной запасной детали уходит в среднем 141 день — что намного превышает норматив в 60 дней — и почти три четверти этих деталей отправляются обратно производителям для ремонта.
Вместо того чтобы ждать почти пять месяцев отремонтированной детали, в GAO заявили, что офис Объединённой программы F-35 часто покупает новые детали по более высокой цене. Это помогает быстрее вернуть истребитель в воздух, признали в GAO, но увеличивает затраты на его содержание.
Отсутствие запасных частей было серьёзной проблемой для 10 из 15 установок F-35, обследованных GAO, а в прошлом году истребители не могли работать примерно в 27% случаев из-за отсутствия запчастей.
С самого начала выпуска F-35 эти машины
У F-35 недоработано программное обеспечение, из-за чего в августе этого года Минобороны Бельгии официально
В середине декабря 2022 года в Техасе
Во время посадки самолет клюнул носом, подломив шасси, закрутился вокруг своей оси и, зацепив крылом землю, выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы. Пилот успел катапультироваться. Причиной аварии
Этот дефект устранить не удалось, и конструкторы Lockheed Martin предложили установить на F-35 более совершенный двигатель F120 компании General Electric. Пентагон от этого отказался, и авторитетный военный обозреватель Тайлер Рогоуэй
Что касается «невидимости» F-35, то она
Самый
Таким образом, новейший американский истребитель-невидимка в реальности невидимкой не является, не может летать в грозу, у него не отлажено программное обеспечение, не устранена смертельно опасная вибрация двигателя, а летать он может по принципу «час полёта на дозвуковой скорости, а затем час ремонта».
Неудивительно, что ВВС
Не приходится удивляться тому, что ведущий конструктор истребителя F-16 Пьер Спрей
Между тем сокращая закупки истребителей-невидимок F-35 для своих ВВС, Пентагон навязывает их своим союзникам по НАТО, исходя, похоже, из принципа «возьми убоже, что нам негоже».
Серия резонансных аварий F-35 и разгромный доклад GAO
Читайте нас: