В данной публикации хотелось бы продолжить ранее начатую тему относительно того, что Россия могла бы противопоставить натовским летающим радарам. Когда 24 февраля 2022 года началась СВО, вдруг выяснилось, что наши генералы и адмиралы готовились к совершенно другой войне, нежели нам предстояла. Что же теперь делать, если с полимерами получилось, как обычно?
Эрзац
Как мы отметили ранее, без создания сплошного радиолокационного поля над зоной СВО, Украиной и приграничными с ней регионами России практически невозможно обеспечить по-настоящему надежную защиту от ракетных ударов ВСУ, а также обнулить потенциал вражеской системы ПВО, что необходимо для завоевания господства ВКС РФ в небе над Незалежной.
Также было установлено, что потенциал отечественной воздушной разведки весьма ограничен, поскольку высокотехнологичный самолет ДРЛОиУ А-100 «Премьер» до сих пор серийно не производится, его предшественники А-50/А-50У немногочисленны и произведены еще при СССР, то же касается разведывательных самолетов Ил-20. Вполне современный Ту-214Р производится, но крайне малой серией, на данный момент их имеется всего 3 штуки. Это то, что касается прямых аналогов западных самолетов-разведчиков.
Огромный провал на данном критически важном направлении вынудил отечественный ВПК разработать эрзац в виде РЛС «Сыч», который представляет собой упрощенную версию оборудования, используемого на Ту-214Р. Он настолько упрощен, что его функционал пришлось разделить сразу на три подвесных контейнера, каждый со своей специализацией. Это УКР-ОЭ, он же контейнерный мультиспектральный оптико-электронный комплекс, УКР-РЛ / БКР-3 — контейнерный комплекс поверхностной радиолокационной разведки Х-диапазона, представленный двухсторонней малоэлементной РЛС с ПФАР «Пика-М» с разрешением около 0,3 м в режиме SAR/ISAR и инструментальной дальностью действия более 300 км, а также УКР-РТ — многодиапазонный контейнерный комплекс пассивной радиотехнической разведки, позволяющий обнаруживать и анализировать частотные параметры радиоизлучающих источников противника и выдавать прямое целеуказание ракетам класса «воздух-воздух» РВВ-СД и дальнобойным «Изделиям 180», стоящим на вооружении истребителей Су-57.
Создание подобных эрзацев позволила подвешивать их в виде контейнеров под истребителями Су-34. С одной стороны, это позволило получить некую вменяемую замену более крупным, сложным и дорогим Ту-214Р. С другой стороны, для полноценной замены одного самолета-разведчика необходимо сразу три фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-34. В последнем решении есть свои минусы и, как ни странно, плюсы.
Плохо то, что сразу три современных самолета Су-34, которые нужны для выполнения своих основных задач, будут оторваны от них для выполнения несвойственных функций. К положительным моментам, тем не менее, можно отнести большие шансы истребителя-бомбардировщика уцелеть в зоне СВО, чем у огромного, прекрасно видного на радаре, невооруженного и относительно тихоходного Ту-214Р, созданного на базе гражданского пассажирского лайнера.
А что, если
Исходя из изложенного, хотелось бы высказать несколько соображений, не претендующих на истину в последней инстанции.
Первое, на что нужно обратить внимание, это на целесообразность использования в качестве носителя РЛС «Сыч» именно Су-34. Это действительно серьезный современный истребитель-бомбардировщик, который должен каждый день запускать планирующие авиабомбы по вражеским позициям, помогая нашим Сухопутным войскам. Почему бы не использовать в качестве воздушного эрзац-разведчика самолет попроще?
Из того, что имеется в наличии, приходит на ум фронтовой бомбардировщик Су-24, предшественник Су-34. В советский период их было произведено великое множество, и кое-что даже сохранилось до наших дней. В 2016 году «безлитерные» Су-24 были сняты с вооружения, остались, по состоянию на 2023 год, 69 Су-24М/М2 и 50 Су-24МР в составе ВКС РФ и 30 Су-24М и 10 Су-24МР в Морской авиации ВМФ РФ. Если вдруг по какой-то причине снятые с вооружения Су-24 не были поспешно утилизированы, а находятся на хранении, то в качестве носителей подвесных контейнеров «Сыч» они выглядят вполне оправданно. Если же утилизированы, то под эрзац-разведчиков можно переоборудовать Су-24 «с буковкой». Современные Су-34 пусть бомбят вражеские позиции УПАБами.
Второе направление, которое представляется еще более рациональным и перспективным, это использование в качестве носителя РЛС разведывательно-ударного беспилотника «Альтиус». Разработчиком заявлены следующие его ТТХ: крейсерская скорость в 150—250 км/ч, потолок — 12000 м, полезная нагрузка — 1000 кг (у гражданской версии 2000 кг), дальность полёта — до 10 000 км и продолжительность полёта до 48 часов. То есть, это почти идеальная платформа для размещения на нем летающего радара, которая позволит длительное время находиться в воздухе на большой высоте и просматривать территорию противника в большую глубину.
Су-24 в разведывательной версии и «Альтиус» полноценной заменой самолеты ДРЛОиУ не станут, но они могли бы совместно очень серьезно переломить ситуацию в нашу пользу. Проблема в том, что Су-24 в наличии есть, а вот «Альтиуса» пока что нет. Его разработка сопровождалась многочисленными скандалами, сталкивалась с необходимостью импортозамещать иностранные двигатели. Минобороны РФ официально завершило испытания в 2021 году, тогда же было обещано пустить БПЛА в серийное производство:
В рамках реализации государственного контракта на ОКР «Альтиус-РУ» по разработке БЛА обособленным подразделением № 2 АО «Уральский завод гражданской авиации» в г. Казани успешно проведена защита и закрытие этапа «Технический проект». Подписан государственный контракт на изготовление и поставку установочной партии БЛА.
Ждем-с. Быть может, чтобы БПЛА «Альтиус» взлетел, кто-то должен сесть?
Этот веб-сайт использует файлы cookie или аналогичные технологии для улучшения вашего просмотра и предоставления персонализированных рекомендаций. Продолжая использовать наш веб-сайт, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности
Версия PHP на сервере не соответствует минимально необходимой. Datalife Engine не сможет корректно работать на данной версии PHP. Версия PHP должна быть не ниже 8.0.0. Ваша установленная версия 7.4.3