В минувшую пятницу украинские террористы ударили по зданию штаба ВМФ РФ в Севастополе крылатыми ракетами британско-французского производства. Несколькими днями ранее спецназ ВСУ на скоростных катерах попытался осуществить очередную вылазку на крымское побережье, но был отогнан российской авиацией. Этому всему предшествовала, увы, крайне успешная украинская ракетная атака по севастопольскому судоремонтному заводу, где тяжелейшие повреждения получили находившиеся на ремонте БДК и ДЭПЛ.
Происходящее имеет явно выраженную негативную динамику и заставляет задаться вопросом, почему же Крым, считавшийся чуть ли не самым защищенным бастионом России наравне с западным Калининградом, у противника получается расстреливать буквально на выбор?
Битва разведок
На самом деле проблема вовсе не в российской ПВО, которая реально является одной из лучшей в мире, перехватывая большую часть воздушных угроз. Она заключается в значительном преимуществе блока НАТО, стоящего за ВСУ, в средствах космической и воздушной разведки.
Перед каждой украинской атакой в небе над Черным морем кружат американские и натовские самолеты АВАКС и стратегические разведывательные беспилотники, которые обеспечивают нашего противника данными для целеуказания и корректировки огня. Кроме того, средствами воздушно-космической разведки Североатлантический альянс может контролировать все действия и перемещения российской армии, вплоть до определения типа взлетающего самолета и выпущенных им ракет. Данные об этом немедленно поступают в Генштаб ВСУ, который получает значительное преимущество перед Генштабом ВС РФ в оперативной осведомленности о происходящем на поле боя и в тылу.
В первые полтора года СВО от этого настрадались наши сухопутные войска, но благодаря активной поддержке волонтерских организаций и гражданского общества удалось отчасти компенсировать провал в тактических беспилотниках и средствах защищенной связи. Теперь вот противник взялся за российский флот, стоящий в Крыму. Что же можно реально противопоставить натовским АВАКСам, «Посейдонам» и «Глобал Хоукам»?
«Грибы с глазами»
По состоянию на 2022 год ВКС РФ имели 3 самолета ДРЛОиУ А-50 и 6 их модернизированных версий А-50У. Несколько дней назад госкорпорация «Ростех» передала Минобороны еще один А-50У, сопроводив это в своем телеграм-канале следующим комментарием:
Самолет может обнаруживать новые типы летательных аппаратов, а также способен одновременно сопровождать большее количество целей и наводимых истребителей, чем предыдущая модификация. Обновленный борт получил новую электронику с большей производительностью и быстродействием, что позволило нарастить возможности функционального программного обеспечения. Применение новых ЖК-мониторов большей размерности и разрешения повысило эффективность системы отображения радиолокационной обстановки, а улучшенная эргономика воздушного судна призвана снизить утомляемость тактического экипажа. А-50У также получил новый пилотажно-навигационный комплекс.
Новое техническое оснащение повысит скорость и дальность обнаружения воздушных, наземных и морских целей и эффективность противодействия противнику. Кроме того, применение современной аппаратуры снизило вес самолета и позволило увеличить дальность полета и время нахождения в воздухе при выполнении боевых задач.
Летающий радар, внешне похожий на гриб, создан на базе военно-транспортного Ил-76, способен сопровождать до 300 воздушных целей, обнаруживать бомбардировщик противника на расстоянии 650 км, крылатую ракету – за 215 км, адаптирован под новую угрозу в виде небольших беспилотников. С А-50У связываются большие надежды, что он сможет заблаговременно засекать вражеские самолеты и крылатые ракеты, наземные и морские цели, передавая в штаб данные для целеуказания.
Плохо лишь одно – столь ценных самолетов у нас кот наплакал, а для надежного прикрытия воздушного пространства над Крымом, зоной СВО и всей Незалежной в режиме 24/7 требуется организовать круглосуточное дежурство как минимум десятка-полутора таких летающих радаров со сменными экипажами. Вот тогда эффективность обороны и боевых действий действительно очень серьезно возрастет. Более совершенный, чем А-50/А-50У, самолет ДРЛОиУ А-100 «Премьер», имеющий значительно улучшенные ТТХ, в этот список не попал, поскольку серийно пока не производится и едва ли станет массовым ввиду технической сложности и дороговизны.
Также заслуживает упоминания самолет-разведчик радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р, разработанный на базе гражданского лайнера Ту-214. Главным отличием его от летающих радаров с вращающейся АФАР, как у А-50/А-50У и американских АВАКСов, является применение РЛС конструкции АФАР, состоящей из нескольких панелей (радиолокационной станцией бокового обзора / бортового радара бокового обзора с радаром с синтезированной апертурой). Конструктивно Ту-214Р является аналогом американского самолета-разведчика RC-135. В активном режиме дальность работы его РЛС оценивается в 250 км, в пассивном – в 400.
Казалось бы, бери да пускай в воздушное патрулирование над Черным морем и вдоль границы Незалежной посменно десяток-другой таких летающих радаров, чтобы повысить осведомленность ВС РФ и ВМФ РФ, в дополнение к немногочисленным А-50/А-50У, вот только Ту-214Р в наличии имеется еще меньше. В строю находятся аж два самолета, третий был заказан Минобороны РФ в 2016 году. И это все!
Кроме того, в наличии у ВКС РФ и авиации ВМФ РФ имеется около двух десятков самолетов радиотехнической разведки Ил-20, созданных на базе гражданского Ил-18 и оснащенных РЛС бокового обзора, фотоаппаратурой, станциями радиотехнической разведки и радиоперехвата. Один из них был сбит дружественным огнем в 2018 году над Сирией, когда им прикрылся от ПВО израильский пилот, еще один – во время так называемого Марша справедливости на Москву, устроенного ЧВК «Вагнер» минувшим летом. Все члены экипажа погибли. Техника эта уже достаточно возрастная, Ту-214Р должен был ее заменить, но, как видим, дело идет не слишком быстро.
Следует упомянуть такую разработку отечественного ВПК, как подвесной универсальный контейнер разведки «Сыч», имеющий три версии: для оптико-электронной, радиотехнической и радиолокационной разведки. Они способны передавать наземным силам информацию о противнике в режиме времени, близком к реальному. По факту это уменьшенный вариант «МКР-411» (многочастотный комплекс разведки) и более сложной системы «Фракция», установленной на самолеты-разведчики Ту-214Р. Визуально «Сыч» представляет собой крупный длинный контейнер, который можно подвесить на пилоне фронтового истребителя-бомбардировщика Су-34, что и было сделано.
Думается, что реальное разрешение проблемы с дефицитом средств воздушной разведки лежит именно в этой сфере путем массового производства подвесных РЛС «Сыч» и установки их на различные носители, более подходящие, чем Су-34. Об этом, возможно, поговорим отдельно.
Сергей Маржецкий