Путин давно считает, что Россия заслуживает статус великой державы, но США так не думают. Да, Россия унаследовала пушки, танки, атомное оружие и территорию сверхдержавы. Но после окончания холодной войны страну уже никогда так не уважали, как Советский Союз.
Когда страны думают что не получили признания, которое заслуживают, они затевают ссоры и кричат об этом. Когда крики не помогают, они начинают войну.
Присоединение Крыма и занятие территории Восточной Украины является именно таким. Эти действия были встречены неоднородной реакцией. Такие группы как G8 отвергли Россию, Совет Безопасности ООН также ее раскритиковал. Но здесь, для достижения результата, вето должны применять все члены. В целом статус России в Совете Безопасности ООН остался прежним.
Заявка Путина на статус великой державы оказалась более успешной. Обама в 2014 году первоначально называл Россию региональной державой, однако потом его критиковали за то, что он не разглядел рост соперничества между великими державами. Джон Маккейн, который когда-то называл Россию «просто бензоколонкой», позже признал эпоху «великодержавной конкуренции с Россией и Китаем».
В Стратегии национальной безопасности администрации Трампа, великодержавная конкуренция с Россией и Китаем была подтверждена. И президент Байден затем повторил мнение своего предшественника, назвав Россию и США «двумя великими державами».
По общему мнению на Западе, с момента вторжения на Украину международный статус России упал. Плохо показавшая себя армия сводит на нет устремления Путина увеличить уважение и признание как великой державы.
Однако ранние выводы не дают точно предсказать будущий статус. Россия подверглась критике и нападкам за присоединение Крыма в 2014 году, но через несколько лет статус России упрочился. Да, репутация страны после начала полномасштабной войны с Украиной была запятнана. Однако преждевременно утверждать, что она потеряла свой статус.
Более того, положение какой-либо страны сложное, поскольку в глобальной иерархии не существует единого всеобъемлющего ранга. Конфликт 2014 года и присоединение Крыма оказали неравнозначное влияние на положение России среди великих держав в клубе G8 и Совете Безопасности ООН. Каждый из клубов, имея собственную систему статусов, по-своему отреагировал на войну.
Наконец, военные промахи не гарантируют потерю статуса даже среди великих держав. Разумеется, плохо проявившая себя армия может повредить позиции России в качестве великой державы. Да, проигранная война в Афганистане и вывод войск в 1989 году внесли свой вклад в потерю страной статуса сверхдержавы. Но США сохранили за собой статус, несмотря на проигрыш во Вьетнамской войне. И также, хотя Суэцкий кризис нанес ущерб репутации Британии, она все еще считается великой державой.
Борьба за престиж и статус в глобальной политике трудна. Но одно можно сказать наверняка, и Путину и России важен статус, и война на Украине напрямую связана с их беспокойством о престиже. Напрашивается вопрос, если государства признают претензии России на статус, сможет ли это остановить кровопролитие на Украине?
Нет. Давать статус для замирения — плохая стратегия. Вознаграждение за воинственность только дальше усилит конфликт и будет служить сигналом другим странам, что ведение войны это эффективный инструмент повышения престижа.
Лучшая долгосрочная стратегия — не признавать заявку России на признание ее как великой державы после присоединения Крыма в 2014 году. Это подразумевает разрыв с устоявшейся риторикой, связывающей войну и статус великой державы.
Это сложная задача. Связь между статусом великой державы и войной развивалась веками. Прерывание этой связи потребует от мировых лидеров времени, энергии и настойчивости. Вероятно, мы не сможем этого достичь до конца войны на Украине, но в будущем международному сообществу будет лучше, если крупные державы не будут зарабатывать престиж с помощью боевых действий.
Читайте нас: