Небольшая по объёму
Копья по этому поводу ломаются нешуточно, аргументы приводятся как за, так и против «восьмидесяток». Похоже, самую большую зраду в своём телеграм-канале нагнал достаточно известный блогер-«танкист» Фёдоров, который заявил ни много ни мало об «осознанном вредительстве» тех, кто протолкнул Т-80 в новую жизнь: дескать, разунификация бронетанкового вооружения при этом возникнет такая, что российская
Хотя надежды прийти в конце концов к единственному образцу основного танка действительно можно оставить, доводы в пользу перезапуска сборочных линий Т-80 на текущий момент гораздо сильнее, чем аргументы «унификаторов». Впрочем, последние сами слишком поспешили впасть в прострацию.
Родился – пригодится
Собственно, аргумент в пользу перезапуска танкового конвейера на «Омсктрансмаше» один, но какой! Страна ведёт масштабную войну, которая гипотетически может стать ещё масштабнее, поэтому ей нужно много конкурентоспособной военной
Важно и то, что Омск на самом деле может восстановить производство Т-80 почти с нуля в относительно сжатые сроки, в течение нескольких лет. Соответствующие компетенции на заводе не утрачены благодаря «тренировке на кошках» в виде доведения старых танков до уровня Т-80БВМ, которое началось в 2019 г. Сохранились мощности по производству большинства узлов и агрегатов, в том числе элементов ходовой части, трансмиссий и газотурбинных двигателей ГТД-1250.
Но разве не лучше было бы попытаться развернуть на этих же мощностях дополнительное производство стандартных Т-90М? Нет, не лучше – говоря попросту, это невозможно сделать, не сломав половину линий с последующей заменой их на новые. Кстати сказать, в своё время, а именно в 1970-е гг., «Омсктрансмаш» уже ломали и перестраивали, и как раз ради запуска в серию шасси для «восьмидесяток». Тогда предприятие частично распрощалось с выведенным в название транспортным машиностроением, поскольку налаженное производство тягачей и инженерной техники отодрали от фундамента и повезли на Урал.
Естественно, всё это было очень непросто и фантастически дорого, но Советский Союз в мирное время мог позволить себе подобные рокировки. Российское ВПР на фоне боевых действий вполне логично решило, что не стоит чинить (точнее, ломать) исправное. Безусловно, Минобороны не отказалось бы полностью унифицировать танковый парк, но гипотетическая цена этой унификации выходит слишком большой (что по-своему забавно). В частности, если бы завод и предприятия-смежники плотно занялись освоением Т-90М, то для работы с огромным заделом Т-80 просто не осталось бы свободных рук и умов, которые ты ещё поди найди: всё же не производство беспилотников, гораздо более перекликающееся с гражданской микроэлектронной и полимерной промышленностью. Финансовый же аспект (объективно большая стоимость Т-80 как в производстве, так и в эксплуатации) в военное время, очевидно, отходит на второй план.
Впрочем, говорить о полной разунификации и не приходится. Дело в том, что узлы и агрегаты Т-80 достаточно широко используются на многих других боевых машинах, например на САУ «Мста-С» и «Малке», самоходных шасси зенитных комплексов «Бук» и «Тор» и других. То есть унификация налицо, просто не с танками, а с другими видами техники – но какая разница, если эти самые общие детали всё равно нужно выпускать независимо от того, находится «восьмидесятка» на конвейере или нет?
80 не равно 80
В настоящее время самой массовой модификацией танка в войсках остаётся Т-80БВ, рождённый ещё в СССР, самой передовой же является Т-80БВМ, в значительной мере унифицированный с Т-90М, особенно по части оптико-электронных компонентов. Запасы танков на базах хранения оцениваются аж в 3 тысячи единиц, большинство из которых составляют Т-80Б, но техническое состояние этой армады, понятное дело, оставляет желать лучшего.
Очевидно, что приоритетом нынешнего дня является доведение как можно большего количества танков до уровня БВМ, поскольку это относительно нетрудоёмкий и быстрый процесс. Проблема в том, что в качестве основы требуются более-менее свежие машины, которым перед модернизацией достаточно обычного капремонта. По-видимому, их запасы на БХВТ уже близки к исчерпанию, тем более что часть поднятых из резерва Т-80БВ отправляются в бой в оригинальном виде или с минимальными доделками вроде упрощённых тепловизоров и противодронных козырьков.
Это и вызвало разговоры о перезапуске производства танков с нуля, каковым будут являться оставшиеся от совсем прокисших «восьмидесяток» корпуса, из которых выдернут всю заржавевшую начинку. При этом выдвигается не лишённая оснований теория, что Т-80 условного «нового образца» будут существенно отличаться от Т-80БВМ.
Дело в том, что самая современная модификация танка не является оптимальной – в частности, боевое отделение забито различным оборудованием до последнего предела, так что для чего-нибудь ещё (скажем, пульта управления противодронной глушилки) просто нет свободного места. Отчасти это вызвано характерной, доставшейся в наследство от Т-64 конструкцией автомата заряжания с вертикально стоящими на конвейере снарядами.
Поэтому есть мнение, что новые «восьмидесятки» продолжат движение навстречу Т-90М и получат максимально аналогичную по конструкции башню с «плоским» АЗ уральского типа, благо подобный вариант модернизации старых шасси с установкой унифицированного боевого отделения уже прорабатывался в рамках ОКР «Бурлак». А вот чего ждать явно не стоит, так это различных изощрённых экспериментов и попыток сгородить на основе Т-80 некую «эрзац-Армату».
Даже если оставить за скобками такую мелочь, как целесообразность, разработка танков – дело сложное и полное терний. К примеру, боевые испытания настоящей «Арматы» выявили ряд неких недостатков, для устранения которых машины пришлось вывезти из зоны СВО и отправить на завод. А ведь Т-14 сопровождает такой гигант, как УВЗ, с потенциалом которого «Омсктрансмашу» сегодня не сравниться. Главное же то, что на всякие конструкторские работы и испытания требуется порядочно времени, а гипотетический Т-80 нового образца – так сказать, «частично мобилизационный» танк, первая боевая задача которого – появиться в войсках в товарных количествах быстро.
В любом случае развёртывание производства займёт от пары до нескольких лет, и к тому моменту, когда первые серийные машины пойдут в строевые части, с фашистской Украиной уже будет покончено, так что дальнейшая карьера «восьмидесяток» будет зависеть от новой геополитической обстановки. Если на западном направлении всё пройдёт гладко, то танки, скорее всего, будут служить недалеко от «дома», в Сибири и на Дальнем Востоке, а также пойдут на восполнение резервов. Если же после последнего украинца начнётся война до последнего прибалта, последнего поляка и далее по списку, то Т-80 ещё доведётся поучаствовать в «гонке к Ла-Маншу».
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: