Вьетнам планирует закупать российское оружие вопреки американским санкциям, пишет NYT. Таким образом Ханой рассчитывает модернизировать свои вооруженные силы и подстраховаться на случай угрозы со стороны Китая. У США свои виды на Вьетнам, однако похоже, что Вашингтон его планам не помешает, рассуждает автор статьи.
Когда в воскресенье, 10 сентября, официальные лица Вьетнама встретят президента Джо Байдена в Ханое, у того появится повод для радости, ведь это будет означать, что к его коалиции присоединится еще одна дружественная азиатская страна, которая, как надеется его администрация, в дальнейшем встанет на сторону Соединенных Штатов, а не Китая и России.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В ходе визита Байдена стороны сделают акцент на своей приверженности "укреплению мира, процветания и стабильности в регионе", о чем говорится в заявлении Белого дома. Ожидается, что вьетнамский лидер Нгуен Фу Чонг (Nguyen Phu Trong) продемонстрирует Соединенным Штатам готовность укреплять стратегические связи между странами. И администрация Байдена спешит ответить ему взаимностью, обходя молчанием проблему наступления на права человека со стороны Коммунистической партии Вьетнама.
Но несмотря на то, что последние несколько месяцев США и Вьетнам занимались укреплением своих отношений, согласно одному документу вьетнамского правительства Ханой в тайне разрабатывает план по закупке вооружений у России — в нарушение введенных Америкой санкций.
В документе Министерства финансов [Вьетнама], датированном мартом 2023 года, содержание которого было подтверждено бывшими и действующими вьетнамскими чиновниками, говорится о том, что Ханой хочет модернизировать свои вооруженные силы, тайно оплачивая закупки вооружений через совместное российско-вьетнамское нефтяное предприятие в Сибири. В этом документе, подписанном заместителем министра финансов Вьетнама, говорится, что Вьетнам ведет с Россией переговоры по вопросу о заключении сделки на поставки вооружений, которая позволит "укрепить стратегическое доверие" в тот момент, когда "западные страны ввели против России эмбарго по всем направлениям".
С точки зрения Вьетнама, это вполне разумный шаг. Эта страна, которая когда-то входила в десятку крупнейших импортеров оружия в мире, уже долгое время полагается на российские вооружения. И обещание Соединенных Штатов наказать страны, закупающие российское оружие, препятствует реализации планов Вьетнама по модернизации вооруженных сил и созданию более мощного сдерживающего потенциала, который мог бы помочь ему предотвратить посягательства Китая на его морские границы в Южно-Китайском море.
Однако, разрабатывая свой секретный план по оплате российского оружия, Вьетнам оказывается в центре более масштабного соперничества в области безопасности, в основе которого лежит и политика холодной войны, и горячий конфликт, который в настоящее время идет на Украине.
Американские дипломаты не отреагировали на нашу просьбу прокомментировать ситуацию с возможной сделкой по закупке оружия.
Ханой мастерски умеет балансировать между мировыми державами. Но его стремление заключить с Россией сделку по покупке оружия подрывает его связи с Вашингтоном. Кроме того, сложившаяся ситуация демонстрирует риски такой американской внешней политики, которая вынуждает другие страны выбирать: "либо мы, либо они".
"Мне кажется, что в некотором смысле Америка питает иллюзии в отношении Вьетнама, — сказал Иэн Стори (Ian Storey), старший научный сотрудник Института исследований Юго-Восточной Азии (ISEAS) и автор будущей книги об отношениях России со странами Юго-Восточной Азии. — Я не уверен, что в США в полной мере понимают, насколько сложны отношения Вьетнама с Китаем и насколько глубоки его отношения с Россией. Непонимание этих моментов может поставить Америку в непростую ситуацию".
Между тем стратегическое положение Вьетнама — он находится в тени Китая, который господствует к северу, он исторически связан с Россией, и последнее время его обхаживают Соединенные Штаты, — превращает это государство Юго-Восточной Азии с населением в 100 миллионов человек в один из геополитических центров притяжения. И снова Вьетнам, которому всего за четверть века удалось отразить нападения трех захватчиков — Франции, Соединенных Штатов и Китая, — надеется избежать вовлеченности в противостояние крупных держав и проложить свой собственный путь.
В упомянутом выше документе Министерства финансов Вьетнама изложен подробный план того, как его Министерство обороны будет платить за российское оружие. Во избежание лишнего внимания со стороны американцев деньги за российское оружие будут переводиться через баланс совместной российско-вьетнамской компании под названием "Русвьетпетро", которая ведет добычу нефти и газа на севере России.
"Наша партия и государство по-прежнему считают Россию важнейшим стратегическим партнером в области обороны и безопасности", — говорится в документе.
Спустя два месяца после того, как Министерство финансов распространило этот документ внутри правительства, бывший премьер-министр России Дмитрий Медведев, который сейчас занимает должность заместителя председателя Совета безопасности России, отправился в Ханой. Его визит практически не освещался в государственных СМИ Вьетнама, однако официальные лица страны утверждают, что он приехал, чтобы окончательно договориться о заключении сделки. По словам одного вьетнамского чиновника, это новое соглашение предусматривает поставку российских вооружений на общую сумму в 8 миллиардов долларов в течение 20 лет.
После начала специальной военной операции России на Украине Вьетнам обеспечивал прикрытие своему давнему союзнику. Ханой отказался осудить действия России в ООН и проголосовал против исключения России из Совета по правам человека. На конференции по безопасности, которая прошла в Москве в августе, министр обороны России Сергей Шойгу назвал Вьетнам идеальным покупателем новейших российских вооружений.
Со своей стороны, Соединенные Штаты стараются оттянуть Вьетнам с орбиты России. В 2016 году Вашингтон снял эмбарго на поставки оружия Ханою. Хотя никто не ожидал, что Вьетнам сразу же купит американские истребители, было ясно, что Вьетнам получит некие преференции, поскольку он может оказывать помощь в сдерживании Китая. Укрепление американо-вьетнамских стратегических связей, которому будет способствовать воскресный визит Байдена в Ханой, облегчит союзникам Соединенных Штатов, таким как Южная Корея, продажу передового оружия Вьетнаму.
Еще до того как украинский конфликт выявил проблемы с некоторыми видами российской военной техники, Ханой принялся диверсифицировать поставки, обращаясь в том числе к поставщикам в Израиле и Чехии. После присоединения Крыма к России в 2014 году Вьетнаму пришлось закупать у России противолодочные корабли, но получать ключевые детали для них на Украине, что было крайне неудобно. И теперь, когда Москва отправляет массу вооружений на фронт, возникает вопрос о том, смогут ли российские заводы производить достаточно продукции, чтобы выполнять заказы иностранных клиентов.
В 2017 году Соединенные Штаты ввели против России очередной пакет санкций, повысив вероятность того, что страны, которые ведут дела с российскими военными и разведывательными органами, тоже могут столкнуться с санкциями. После начала российской специальной операции на Украине Соединенные Штаты также отключили российские банки от глобальных платежных систем, которые Вьетнам использовал для оплаты военной техники.
"Если Вьетнам продолжит покупать оружие у России, это нанесет ущерб нашему международному престижу, — сказал Нгуен Те Фуонг (Nguyen The Phuong), военный аналитик, читающий лекции в Университете экономики и финансов в Хошимине, Вьетнам. — Импорт оружия из России окажет негативное влияние на будущий экономический рост Вьетнама, поскольку Соединенные Штаты и наши европейские партнеры являются основным направлением нашего экспорта. Оно того не стоит".
Тем не менее вооруженные силы Вьетнама по-прежнему глубоко связаны с Россией, и для изменения этой ситуации могут потребоваться годы, если не десятилетия. Исторически сложившаяся преданность крепка. Во время войны, которую вьетнамцы называют Американской, советские ракеты помогали вьетнамским коммунистам сражаться против американцев. Несколько поколений высшего военного руководства Вьетнама получали образование в Советском Союзе, а затем и в России.
Стоит также учитывать чисто практические моменты. Панели управления вьетнамских истребителей и подлодок написаны на кириллице. Переход на другие системы потребует времени и денег, которых у Вьетнама не так много. И ему нужны новые истребители после череды крушений стареющих боевых самолетов российского производства.
Есть еще одна причина, по которой Вьетнам стремится и дальше приобретать российское оружие: покупка западного оружия потребует большей прозрачности, чем взаимодействие с русскими.
"Заключение любого контракта с Россией сопровождается выплатой откатов или передачей чего-то еще, — объяснил Карлайл Тайер (Carlyle A. Thayer), почетный профессор Университета Нового Южного Уэльса в Канберре и эксперт по вьетнамским вооруженным силам. — Захотят ли вьетнамские генералы отказаться от такого?"
Поскольку Чонг постепенно усиливает свой контроль в стране, сторонники жесткой линии в рядах вьетнамского руководства одерживают верх. И они по-прежнему не доверяют Соединенным Штатам, несмотря на теплый прием, который они оказывают Байдену. Есть опасения, что Соединенные Штаты могут попытаться спровоцировать демократическую революцию во Вьетнаме или как минимум связать будущие закупки оружия с необходимостью соблюдать права человека, как сказал Закари Абуза (Zachary Abuza), профессор Национального военного колледжа в Вашингтоне и автор новой книги о вьетнамской армии.
"Сделка с Россией совершенно оправдана, — пояснил он. — Всем хочется говорить об укрепляющихся отношениях Вьетнама с Соединенными Штатами в области обороны, но этого не случится, потому что вьетнамские вооруженные силы настроены очень пророссийски".
Вьетнамской армии удалось победить очень сильных врагов. Она сумела изгнать сначала французов, потом американцев. В 1979 году вьетнамские войска столкнулись с Народно-освободительной армией, чье непродолжительное вторжение напомнило о колониальном господстве Китая над Вьетнамом, которое длилось тысячу лет.
При этом Ханой уже давно ведет так называемую "бамбуковую дипломатию", чтобы сохранить отношения с различными странами в сложных условиях, как объяснил Александр Вувинг (Alexander Vuving), профессор Азиатско-Тихоокеанского центра исследований безопасности Дэниела Иноуэ в Гонолулу. Каждый раз делая дружеский жест в сторону одной сверхдержавы, Вьетнам старается пожать руку другой. Эксперты ожидают, что в этом году Вьетнам также посетят председатель КНР Си Цзиньпин и, возможно, даже Владимир Путин — вслед за визитом Байдена в Ханой.
"Теперь, когда вьетнамцы укрепляют связи с Соединенными Штатами, им необходимо продемонстрировать Китаю и России, что они от них не отворачиваются, — сказал Вувинг. — Им приходится соблюдать очень деликатный баланс".
Тайные попытки связать вьетнамские вооруженные силы с поставщиком оружия, у которого возникают проблемы с обеспечением собственной армии, могут показаться не самой разумной стратегией. Некоторые молодые вьетнамские чиновники и другие лица, связанные с правительством, заявляют, что они не поддерживают новую сделку с Россией на поставку оружия. Но армия — это самый консервативный национальный институт, и ее главным приоритетом является защита Коммунистической партии, а не страны.
В документе Министерства финансов отмечается, что, хотя Соединенные Штаты могут ввести санкции против Вьетнама за то, что он покупает оружие у России, Вашингтон вряд ли станет это делать, потому что в Индо-Тихоокеанской стратегии США, представляющей собой план по сдерживанию Китая, Ханой назван ценным партнером.
Вполне возможно, Вьетнам осознает сложность расчетов крупных держав. В апреле помощник госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихоокеанского региона Дэниэл Критенбринк (Daniel J. Kritenbrink) сообщил репортерам, что в интересах Вьетнама будет придерживаться законов США, в том числе в части санкций, и отказаться от закупок оружия у России.
Однако Критенбринк не стал критиковать Ханой и не уточнил, какие именно санкции могут быть введены против Вьетнама.
"Пусть Вьетнам и мои друзья в Ханое сами комментируют их собственные взгляды и позицию, но мы очень четко изложили наше понимание этого вопроса", — сказал он. Тем не менее он добавил, что "Вьетнам является одним из наших самых важных партнеров в регионе, и я с большим оптимизмом смотрю в будущее".
"Соединенные Штаты не станут отталкивать Вьетнам, поскольку они намереваются выстраивать партнерства и альянсы в этом регионе, чтобы противостоять подъему Китая, — отметил Ле Хонг Хиеп (Le Hong Hiep), старший научный сотрудник ISEAS и бывший чиновник министерства иностранных дел Вьетнама. — Обе стороны практикуют искусство стратегической выдержки".