Вашингтон придаёт важное инфраструктурно-экономическое и военно-логистическое значение проекту Троеморья («Инициатива Трёх Морей», или «Балто-Адриато-Черноморская инициатива»), запущенному в 2016 г. как дополнение к стратегии НАТО на восточном фланге для двенадцати европейских стран, расположенных между Чёрным, Балтийским и Адриатическим морями (Польши, Чехии, Словакии, Словении, Венгрии, Австрии, Румынии, Болгарии, Литвы, Латвии, Эстонии и Хорватии). Суммарно они занимают 28% территории ЕС, составляют 22% населения ЕС и производят 10% от общеевропейского ВВП.
На июньском саммите «Троеморья» в Риге статус участника партнёрства получил режим Зеленского. «Участвующее партнерство – это партнерство, которое предназначено не только для Украины. Мы присвоили этот статус Украине, но мы предполагаем, что такой же статус может быть предоставлен странам Центральной и Восточной Европы, которые еще не входят, но уже стремятся в ЕС», – сказал тогда президент Польши Анджей Дуда.
Учатсники проекта "Троеморье". Примечание: здесь и далее границы Украины показаны по состоянию на 1991 год
За разработкой и продвижением проекта, авангардом которого назначены наследники «Речи Посполитой», маячит нежелательный в России Атлантический Совет, а также аппарат специального посланника и координатора Госдепартамента США по международным энергетическим вопросам Амоса Хокстайна, который рассматривает природный газ как геополитическое оружие.
Две католические страны, Польша и Хорватия, не случайно образуют на карте проекта крайние географические точки по линии Север – Юг. В польском Свиноуйсце и хорватском Крке находятся терминалы для приёма сжиженного газа из США. Одной из целей Троеморья является замена российского природного газа сжиженным американским и перевод производственно-логистических цепочек и товарных потоков с традиционного направления «Запад – Восток» на вектор «Север – Юг».
Надо отметить, что не все участники проекта поддерживают его безусловно. Австрия, Венгрия, Хорватия и Болгария не желают отказываться от энергетического сотрудничества с Москвой, Словения занимает выжидательную позицию. На этом фоне всё громче звучат призывы привлечь к участию Грецию.
Афинам это выгодно. У Греции напряжённые отношения с Турцией, которая, в свою очередь, руководствуясь прагматическими интересами, поддерживает торгово-экономические связи с Россией. С подачи Афин российско-греческие отношения практически заморожены, через греческие порты США
Ввиду обострения турецко-американских отношений из-за чересчур самостоятельного поведения Анкары на внешнеполитической арене, в Белом Доме и Госдепа видят в Греции долговременного союзника в регионе.
На Греции Троеморье не остановится. Польша
Пока Афины участвуют в саммитах Троеморья на правах гостя. Полноправное членство превратило бы Троеморье в проект четырёх морей (вместе с Эгейским), что сразу повысило бы его геополитический статус. Через Эгейское море лежит путь из Черноморского региона в Средиземноморье, Эгейское море граничит с Ионическим, которое является продолжением Адриатического моря по направлению на юг, к Суэцкому каналу.
Присоединение Греции позволит Троеморью взять под контроль ключевые морские транспортные узлы для перемещения товаров и ресурсов в границах Европы. Тем более, что Афины сейчас углубляют сотрудничество с Египтом и Израилем – государствами, чья политика влияет на ситуацию в Суэцком канале.
Если Греция присоединится к Троеморью, данный проект географически протянется дугой от побережья Прибалтики до берегов Кипра в восточном Средиземноморье. Эта протяжённая линия будет представлять собой «санитарный кордон» между Россией и Западной Европой и служить для создания трудностей возможному сотрудничеству Москвы с членами Евросоюза, в т.ч. в сфере энергетики. Поэтому Париж и Берлин относятся к Троеморью весьма настороженно, да и не только они. Так, министр энергетики Бельгии Тинне Ван дер Стратен считает введение Евросоюзом санкций в отношении природного газа из России «маловероятным», поскольку для этого необходима поддержка всех стран сообщества. В текущем году Бельгия стала вторым по объемам (17%) покупателем российского сжиженного природного газа (СПГ).
Впрочем, проамериканские ястребы-марионетки не унимаются, способствуя дальнейшему
Возведение Вашингтоном очередного «железного занавеса» в Европе подрывает региональную стабильность и сужает перспективы экономического сотрудничества европейских государств с Россией и Китаем. В частности, Пекин инвестирует в убитую «большой Европой» греческую портовую инфраструктуру и вряд ли «эллины» готовы ради эфемерных прожектов сразу отказаться от китайских денег, которые нужды здесь и сейчас.
Цель греческих властей – получить стратегическую выгоду от членства в Троеморье и одновременно удержать китайских инвесторов. Такая разнонаправленная игра и является причиной, по которой Афины ещё не в проекте, который многовекторности не потерпит.
Читайте нас: