В предыдущей
Новые подходы
Вместо «полицейской спецоперации» мы получили широкомасштабную войну, которую приходится вести исключительно конвенциональными способами. Уже вполне очевидно, что победить в ней можно будет, только если получится наладить эффективное взаимодействие между беспилотной авиацией, применяемой без жалости как «расходники», дальнобойной крупнокалиберной артиллерией, высокомобильной, способной к контрбатарейной борьбе, и огромными массами обученной и мотивированной мобильной пехоты, имеющей мощные средства огневой поддержки.
Только так можно будет осуществлять прорывы линии фронта, окружения, осады городов и их взятие, освобождение и последующее удержание больших территорий. И, судя по всему, именно к такой войне в Пентагоне давно и последовательно готовились.
Так, в мае 2015 года, уже после Дебальцево, Центр передового опыта армии США (Maneuver Center of Excellence, MCoE) сформулировал и озвучил требования к перспективной боевой машине MPF (Mobile Protected Firepower), являющейся составной частью более глобальной программы «Боевая машина нового поколения» (Next Generation Combat Vehicle или NGСV). В ее рамках, к слову, ведутся работы над преемниками «Абрамса» и «Брэдли», многоцелевой бронированной боевой машиной (AMPV) и роботизированными боевыми машинами.
Итак, что же требовалось от MPF, которая изначально позиционировалась как легкий танк, но потом превратилась в машину огневой поддержки пехоты?
Во-первых, высокая огневая мощь, позволяющая поддерживать наступление американских пехотных бригад, уничтожать укрепленные бункеры, боевые бронированные машины противника, поражать городские здания.
Во-вторых, авиатранспортабельность, возможность десантирования с малых высот и ведения огня сразу после высадки.
В-третьих, защита от стрелкового вооружения и снарядных осколков, возможность установки дополнительной активной защиты и бронирования днища.
В-четвертых, высокая маневренность, возможность поддерживать наступление пехотных бригад на пересеченной местности.
В-пятых, высокая автономность, позволяющая вести боевые действия в течение 24 часов после высадки без дозаправки топливом и пополнения боекомплекта.
Начиная с 2025 года Пентагон намерен предоставить каждой из своих 30 пехотных бригад по танковой роте, включающей по 14 MPF, обладающих сопоставимой с основными боевыми танками огневой мощью. Естественно, за такой жирный контракт в американском ВПК началась жесткая внутривидовая схватка.
Конкуренты
Опыт войны во Вьетнаме выявил множество недостатков американского легкого танка «Шеридан» (M551 Sheridan). На замену ему в США был разработан легкий танк «Коммандо Стингрей», название которого впоследствии было сокращено до «Стингрей» (Stingray). Броня этой боевой машины обеспечивала полную защиту от 14,5-мм пуль в лобовой проекции, а также от всего стрелкового оружия калибром 7,62 мм по бортам и корме. Дизельный двигатель мощностью 535 лошадиных разгонял танк весом в 21,6 тонны до 71 км/час по шоссе.
Для того чтобы иметь шансы при столкновении с советским танком, «Стингрей» был вооружен лицензионной копией британской нарезной пушки L7 калибра 105 мм, которая до этого ставилась на «Абрамсы», с доработанной противооткатной системой и дульным тормозом. Боекомплект орудия составлял 36 выстрелов. Дополнительное вооружение было представлено двумя пулеметами калибра 7,62 мм и 12,7 мм, соответственно.
Таким образом, получилась боевая машина, имеющая низкую массу, высокую скорость и маневренность, а также огневую мощь, сопоставимую с тяжелым танком «Абрамс». Однако в Пентагоне «Стингреем» не заинтересовались, и единственным покупателем и эксплуатантом данного легкого танка стал Таиланд.
Долгое время главным его конкурентом был танк CCVL, или Close Combat Vehicle Light, – «Легкая машина для ближнего боя», получившая впоследствии индекс XM8 или просто M8. Это боевая машина с несколькими уровнями защиты, масса которой варьировалась от 18 до 23,6 тонны. На шоссе танк мог развить скорость до 70-72 км/ч. Вооружение его было изначально представлено нарезным орудием калибра 105 мм и крупнокалиберным пулеметом.
Однако совершенно неожиданно конкуренцию легкому танку составил колесный бронетранспортер M1128 MGS из семейства Stryker, оснащенный 105-мм нарезным орудием M68A2. Чтобы впечатлить заказчиков, разработчики представили версию M8 Thunderbolt / AGS 120, оснащенную измененной башней с орудием калибра 120 мм. То есть огневая мощь легкой бронемашины стала на уровне «Абрамса», но ею почему-то не заинтересовались ни в Пентагоне, ни в Таиланде.
Третий претендент на оборонзаказ носил название «Грифон-2» (Griffin II) от компании GDLS, основанный на модернизированной гусеничной платформе ASCOD-2. Иначе говоря, в основу легкого танка была положена платформа от БМП. Броня его обеспечивает защиту от обстрела 30-мм бронебойными снарядами в лобовой проекции, борта – от очереди из 14,5-мм пулемета. Днище имеет дополнительную бронезащиту от подрыва мин и различных взрывных устройств массой до 10 кг тротила. Вооружение «Грифона» представлено нарезной 105-мм высокоимпульсной пушкой ХМ35 и двумя пулеметами калибра 12,7 мм и 7,62 мм. Изначально предполагалась установка 120-мм орудия. При массе в 38 тонн немецкий дизель MTU мощностью 800 лошадиных сил может разгонять бронемашину до 70 км/ч.
Совсем недавно стал известен победитель в гонке за оборонный заказ «легкого танка» по программе MPF. Им стала компания GDLS, назвавшая свое детище M10 Booker. Это доработанный по требованиям заказчика Griffin II, масса которого с учетом накладной брони или комплекса активной защиты выросла до 42 тонн. Максимальная скорость на шоссе сократилась до 65 км/ч, запас хода – более 300 км. Легкий танк больше не может плавать. Иначе говоря, американцы «изобрели» на базе БМП легкий танк массой, сопоставимой с советскими средними танками Т-64 и Т-55. При этом в Пентагоне избегают использовать термин «легкий танк», упорно называя M10 Booker машиной огневой поддержки.
В следующей публикации мы подробно рассмотрим, как на этот вызов готовы ответить в России, Китае и Европе, где тоже занимаются тематикой легких танков.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: