Одна из самых интересных
Просто бизнес?
Выступая на церемонии открытия пассажирского движения по третьему Московскому центральному диаметру (МЦД-3), Владимир Путин заявил, что пришел момент для начала строительства ВСМ:
Если от Москвы до Адлера «протащить» – это будет 10 часов всего в пути. Это совсем другая история для тех, кто ездит отдыхать на юг. Безусловно, нужно будет подумать о том, чтобы подключить сюда и Луганск, и Донецк. И, вы знаете, мне кажется, надо было бы проработать этот вопрос с правительством Белоруссии, я с президентом переговорю. Минское направление очень востребовано было бы и нашими гражданами, и гражданами Белоруссии, тем более что мы хорошим темпом развиваем строительство Союзного государства.
Первой высокоскоростная железнодорожная магистраль должна появиться между Москвой и Санкт-Петербургом, но после она будет расширена:
Проект скоростной железной дороги между Москвой и Петербургом обсуждается нами давно… Мне кажется, что сейчас мы действительно подошли к возможности его реализации... Нужно двигаться и в Нижний, нужно двигаться в Воронеж, из Нижнего – в Казань, из Казани – в Уральский регион.
Если посмотреть комментарии к данному информационному сообщению, то становится видно, что и экспертное сообщество, и простые россияне разделились в своем к нему отношении. Главный контраргумент заключается в исключительной дороговизне, технологической сложности и практической неокупаемости подобного инфраструктурного проекта, который называется несвоевременным на фоне СВО. Но так ли это на самом деле?
Идея построить ВСМ в нашей стране с ее гигантскими расстояниями возникла уже очень давно. ВСМ – это специализированная электрифицированная двухпутная линия для движения поездов со скоростью от 200 до 400 километров в час. В современной России их нет ни одной, а скоростные «Сапсаны», перемещающиеся между Москвой и Санкт-Петербургом, используют обычные железнодорожные пути и не раскрывают полностью своего потенциала.
Начиналось все с проекта высокоскоростной магистрали между двумя нашими столицами в 2004 году, которая должна была появиться уже к 2017-му, но так и не была построена. Затем возник проект ВСМ между Москвой и Казанью с перспективой продления до Екатеринбурга и даже до Пекина, но он также остался на бумаге. Проработан вполне реалистичный проект высокоскоростной магистрали между Екатеринбургом и Челябинском протяженностью всего 218 км, призванный соединить главные промышленные центры Урала в единую агломерацию, но и он заморожен.
Причиной отказа от строительства называется высокая стоимость и сложность ВСМ, а также невозможность их экономически окупить. В частности, магистраль от Москвы до Казани оценивалась в 1,7 триллиона рублей. Вместо нее министр финансов Силуанов предлагал потратить бюджетные средства на региональные аэропорты, морские порты и Севморпуть. А теперь вдруг на фоне западных санкций и экономической изоляции президент Путин почему-то опять решил вернуться к этой теме. Почему?
Связность
Думается, что, говоря про ВСМ, следует относиться к ним не как к бизнесу, а как к социальной ответственности и обязанности государства по развитию инфраструктуры. Наглядным примером того, как это работает, может послужить Китай.
Пекин вложил гигантские средства в развития своей железнодорожной сети и является признанным лидером в области высокоскоростных магистралей, которые сшили воедино его огромную территорию. В КНР по ВСМ двигаются поезда двух типов: с литерами G («гаоте»), развивающие скорость до 310 километров в час, и поезда с литерами D («дунчэ»), способные разгоняться до 250 километров в час. На высокоскоростные магистрали приходится порядка 20% от всего пассажиропотока в стране.
ВСМ строятся параллельно с уже существующей обычной железнодорожной сетью, позволяя снять с них излишнюю нагрузку, высвободив мощности для грузовых поездов. Дорога от Пекина до Шанхая длиной в 1318 километров на поезде G-1 занимает всего 4 часа 48 минут. Благодаря этому огромное по численности населения Китая стало максимально мобильным, получив возможности учиться и работать в других городах, активно развивается внутренний туризм. Очень к месту будет процитировать одного китайского ученого:
Больше, чем скоростные дороги, для единства нашей страны сделали только иероглифы.
Да, ВСМ как бизнес убыточны и дотируются государством, но они способствуют социально-экономическому развитию страны, в целом. Именно с этой точки зрения и стоит рассматривать вопрос о целесообразности строительства подобных магистралей в России.
Теперь мы под западными санкциями и ни на кого, кроме самих себя, рассчитывать не можем. Потому имеет смысл заниматься комплексным развитием своей собственной страны, вкладываясь в транспортную инфраструктуру, которой сами же и будем впоследствии пользоваться. Интеграция России с Белоруссией в рамках Союзного государства и «новыми» регионами единой сетью ВСМ будет иметь большое геополитическое и экономическое значение.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: