Ожидания от контрнаступления Украины с самого начала были слишком высоки, пишет Politico. Одной из причин провала ВСУ является то, что Россия быстро учится на своих ошибках и корректирует тактику на поле боя. А штурмовать грамотно выстроенную оборону без авиации не имеет никакого смысла, считает автор статьи.
Складывается ощущение, что мы вернулись к войне на изнурение. Между тем, вооруженный конфликт на Украине может истощить терпение нетерпеливых союзников, которые сами виноваты в медленных темпах продвижения.
Ожидания от украинского контрнаступления были завышенными с самого начала.
Оно длится уже третий месяц, но не заметно ни малейших признаков существенных изменений, способных переломить сложившуюся ситуацию. Похоже, мы вернулись к тяжелой и утомительной работе, к войне на изнурение, которая может истощить терпение нетерпеливых союзников. Именно на это надеется Кремль, в чем нет никаких сомнений.
На этой неделе американский военный стратег Эдвард Люттвак (Edward Luttwak) заметил: "Вооруженный конфликт на Украине вступил в стадию под названием "терпи и улыбайся", потому что Киев ведет борьбу против великой державы, которая не сумела завоевать Украину за неделю в конце февраля прошлого года, а сейчас подготовилась к затяжному конфликту".
Украинские официальные лица обвиняют своих коллег из стран-союзниц в чрезмерном оптимизме по поводу контрнаступления, а западные СМИ в излишнем энтузиазме, потому что они слишком часто подменяют объективный анализ выдачей желаемого за действительное. Это они нарисовали картину деморализованных и плохо управляемых российских солдат, которые бегут, поджав хвост. Оптимисты полагали, что контрнаступление станет просто повтором успеха, достигнутого осенью прошлого года.
Но Киев тоже несет свою долю ответственности за оптимистичные прогнозы о быстром прорыве.
На протяжении всей весны перед началом контрнаступления начальник главного управления разведки ВСУ Кирилл Буданов и прочие руководители слишком самоуверенно говорили о его перспективах, провозгласив "решающее сражение". Буданов пренебрежительно отмахивался от просьб украинского министерства иностранных дел умерить прогнозы о грядущей победе.
Но надо замолвить слово и в защиту таких раздутых прогнозов. Что еще могли сказать украинцы?
Президент Владимир Зеленский всеми силами старался сохранить ненадежное равновесие. Он говорил о возможности нанести решительный удар, чтобы укрепить веру Запада в Украину и сохранить поставки боевой техники и оружия. Но одновременно он старался умерить ожидания. Однако об этом он заговорил слишком поздно, как и министр обороны Алексей Резников, который в конце весны встревожился и заявил, что надежды "определенно завышены".
Не помогли им и отставные американские генералы, позволившие своим мыслям воспарить слишком высоко. Они во весь голос рассуждали о том, как Украина очень скоро пойдет на Крым. "Проблема в том, что мы верим своей собственной военной пропаганде", — пожаловался бывший высокопоставленный кремлевский советник Андрей Илларионов, поссорившийся с Путиным в 2005 году. Этот резкий критик Кремля сейчас опасается, что вооруженный конфликт будет долгим, если Запад не продемонстрирует гораздо больше силы и решимости.
Другая причина неуместного украинского оптимизма кроется в неспособности понять, что российская армия очень быстро учится на своих ошибках и корректирует курс действий. Всего за несколько недель до начала контрнаступления Джек Уотлинг (Jack Watling) и Ник Рейнолдс (Nick Reynolds) (это самые вдумчивые аналитики российско-украинского вооруженного конфликта, работающие в Королевском институте оборонных исследований RUSI) выступили с серией предостережений о возможных трудностях и накладках. Они привели доказательства того, что Россия учится и исправляет ошибки, отметили изменения в тактике действий пехоты, повышение точности целеуказания и артиллерийской стрельбы, и отметили, что орудия наносят удары по украинским целям буквально через несколько минут после их обнаружения.
Они выделили и другие изменения, рассказав о "скорости, с которой окапывается российская пехота", и о масштабах совершенствования боевых позиций. Тактику действий меняют и российские танковые войска. Танки теперь используются для огневой поддержки пехотных подразделений, и действуют они на безопасном удалении, а не сосредотачиваются для проведения безуспешных атак "шоком и трепетом". Кроме того, танкисты маскируют машины тепловым камуфляжем.
Есть и другой общепринятый тактический прием, пишут авторы. "Русские покидают позиции, на которые ведется наступление, а когда украинские войска занимают их, они накрывают их плотным огнем". Такая тактика, а также густая сеть мощных оборонительных рубежей, созданных Россией на юге, где ведется основное контрнаступление, сегодня тормозит продвижение ВСУ.
Украинские войска сейчас сталкиваются с многослойными минными полями в Запорожской и Донецкой областях, где установлено великое множество противопехотных и противотанковых мин.
У Украины мало времени на то, чтобы прорвать российские оборонительные рубежи, тем более что в глубину они порой составляют 30 километров. После такого прорыва они могли бы развить успех, сделав это до ухудшения погоды, которое начнется через пару месяцев. Но боевые действия в рамках наступления идут уже несколько недель, а украинцы сумели вклиниться на ключевых участках всего на несколько километров. На первом этапе контрнаступления они потеряли много поставленной Западом бронетехники, и на втором этапе пускают вперед пехоту, которая ищет лазейки. Но добиться существенных успехов ВСУ не удается.
Все, что сумела сделать Украина, это чуть-чуть продвинуться вперед.
Но как говорят солдаты на линии фронта, боевой дух в войсках по-прежнему высок. Это прежде всего касается подготовленного Западом и введенного в бой недавно 10-го корпуса. Поначалу командование планировало задействовать его только после того, как войска подойдут к основным оборонительным линиям противника, но его пришлось бросить в бой раньше. Это доказывает, что наступление украинской армии идет ужасно медленно.
Неудивительно, что многие украинские военнослужащие злятся, когда Запад жалуется на низкие темпы продвижения. Например, такая критика прозвучала в оценке обстановки, подготовленной немецким бундесвером, которая стала достоянием гласности после утечки. Авторы обвиняют украинских военных в том, что те не в полной мере реализуют на практике навыки, полученные во время подготовки по стандартам НАТО.
В ответ на критику со стороны бундесвера украинцы говорят, что у них нет выхода, и они вынуждены отказываться от стандартных западных правил ведения общевойскового боя, так как Запад не поставил важнейшую технику, без которой соблюдать такие правила невозможно, а именно самолеты F-16 и ракеты большой дальности.
Короче говоря, Запад стреножил украинцев еще задолго до того, как была дана отмашка на начало контрнаступления. Он учил их воевать по правилам и стандартам НАТО, но не обеспечил их оружием и техникой, которые необходимы для таких боевых действий. Плюс ко всему, Запад очень хотел, чтобы Зеленский начал действовать, а когда он перенес контрнаступление с весны на лето, союзники были страшно недовольны — ведь он настаивал на получении от Запада все новой боевой техники и припасов.
Сегодня, когда видимых признаков прорыва нет, пришло время вернуться на исходные позиции и приступить к подготовке следующего сезона боевых действий, который начнется весной, если в ближайшее время успехов не будет. В конце концов, летчики, которых сегодня учат летать на F-16, будут готовы лишь следующей весной, и к тому времени американцы смогут преодолеть свое нежелание поставлять на Украину ракеты большей дальности.
Но строить политические расчеты в этом году трудно, поскольку в США приближаются президентские выборы. В этих условиях важно помнить, что в будущем году станет еще сложнее, потому что бурный и взрывоопасный сезон выборов в Белый дом будет в полном разгаре, а это может отвлечь внимание администрации, и тогда конгрессу будет труднее согласовывать военную и экономическую помощь Украине.
Люттвак отметил: "Украине не нужна великая победа для выхода из конфликта в качестве независимой страны. Ей нужны только упорство и настойчивость". Вопросов к Украине по поводу ее стойкости не было никогда. Но в будущем году возникнет другой вопрос: хватит ли Западу выдержки и силы воли, чтобы победить.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: