История государства меняется через учебники истории. Да, конечно, власти могут жить совсем по-другому, чем народ. Не так давно мы жили при либеральной элите, а общество все еще ориентировалось на социальную помощь от государства. Мы уже жили при капитализме, а мозг развивался по заложенному социалистическому пути. И только военная операция и противостояние со стороны Запада неожиданно начало совмещать два разных вектора: элиты и народа. А потом случилось вот что.
Есть страны, которые забыли собственную историю, их много. Запад поставил это дело на поток. А есть истории вообще без стран: Вавилония, Ассирия. История есть, страны нет. С нами могло быть еще хуже. В 90-е мы практически отреклись от своей истории, и если бы пошло дальше, то не было бы и страны: развалилась бы.
Но потом все изменилось, а военная операция на Украине и попытка Запада просто сломать Россию привела к тому, что 5 апреля на приеме новых послов в России президент впервые сформулировал идею страны как самобытного государства-цивилизации. Это прописано в новой концепции внешней политики России.
Однако, теперь было дело в учебниках. Объясню: чиновники и депутаты могут сколько угодно говорить про Россию как цивилизацию, но вот общество должно это впитать в себя со школьной скамьи. Без школы в нашем обществе не было бы ни истории, ни литературы, в общем – ничего бы не было. Где подростка учат, что были такие писатели, как Толстой и Достоевский? В школе. Или вы думаете, что миллионы российских школьников рождаются с мыслью, что надо бы почитать замечательную книгу "Война и мир"? Нет. Наблюдая за машинами и пересекая улицы, мы не думаем об алгебре и геометрии. Это тоже школа. Если бы не школа, кто бы из русских ребят знал бы, что у нас есть история? Где еще они могут узнать про Петра Первого, Екатерину Вторую, Бориса Годунова, про битвы, походы, революции? Из сериалов? Так и сериалы у нас про любовь, а не про реальность. Вы когда-нибудь видели сериал про Василия Татищева? Нет такого. А это был первый человек, написавший книгу по истории России.
Татищев понял, что у России нет нашей истории. Государство при Петре изменилось, а истории нет. Есть только европейские писатели, которые много врали. Да и сам факт тогдашней России для них был, скажем так, неприятен, как и сейчас. Да, в его книге много литературы, но главное – это первый опыт. Татищев – как Гагарин. Гагарин был первым в космосе, а Татищев – первым в исторической науке. Был. И вот только сейчас, через триста лет после основания Екатеринбурга, свердловское землячество Москвы нашло уже забытую могилу Татищева в подмосковном Шахматово. Белый камень на деревенском кладбище. И в начале августа открыло туда памятную тропу. Приехали руководители Екатеринбурга, Подмосковья. Приехала туда и правнучка в девятом поколении, профессор, кандидат исторических наук Марианна Татищева.
"Ключевский замечательно, коротко сказал. Есть расхожая фраза: история ничему не учит, но жестоко наказывает тех, кто ее не знает. С этой точки зрения очень важно. Я очень боялась, что вообще не доживу до этого, что будет стерто с земли и ничего вообще не останется", – рассказала Татищева.
В XIX веке при Николае Первом, когда уже существовали книги и Татищева, и Каразмина, потребовалось написать русскую мировую историю. Просто чтобы обосновать, почему наша страна стала фактически владычицей Европы. Как так получилось? Что такое в русском народе? Поэтому новость о том, что в России переделываются учебники по истории страны, должна была вызвать серьезный отклик. Именно потому, что это новый взгляд на формирование не истории, а всего общества, его мировоззрения. Империя? Да, но другая, не западная, без заморских колоний, без тотального ограбления местного населения.
То, в чем нас убеждали люди со светлыми лицами, действительно происходит. Мы действительно меняем свою историю. Потому что мир вокруг нас меняется, и в мире также меняют свою историю. Европа и США вычеркивают целые страницы, стремятся забыть, вычеркнуть, уничтожить. В отличие от них, мы пытаемся вспомнить, сохранить память. И внести её в учебники.