Лента новостей

23:16
Xiaomi представила смарт-телевизоры Redmi Smart TV X 2025 с ИИ, 240 Гц и Wi-Fi 6 по цене от $300
23:08
Не только в Европе, но и в Токио, и Сеуле должны услышать последнее предупреждение Президента России
22:55
Война на Украине (24.11.24): Несмотря на распутицу накал боев на Донбассе нарастает...
22:13
Польша тайком поставляла Украине швейцарские патроны
21:29
Польские фермеры вновь блокируют КПП на границе с Украиной
20:56
«Воевать будут все!» Депутат Киевсовета, вдова нациста Коцюбайло со смехом призналась, что все украинцы будут принудительно мобилизованы
20:41
«Тысяча и одна ночь», или Сказки киевской хунты
20:40
Более половины украинцев готовы к переговорам с Россией
20:05
Индийцы отреагировали на удар Орешником по Украине
19:26
Чиновник из Подмосковья может быть причастен к воровству денег, выделенных на восстановление Донбасса
18:40
Обстановка в Курской области по состоянию на 24 ноября
18:21
С Русскими тот, кто мощнее всех Орешников - Новости
17:53
Путин созвонился с Эрдоганом
17:47
О ракете, которой Путин ударил по Украине
17:23
В Барнауле загорелся склад с автомобильной резиной и легковоспламеняющейся жидкостью
17:05
Министерство энергетики Украины почти в три раза увеличило импорт электроэнергии из Европы
16:16
Обезоруживающий удар: русская версия
16:14
Какой посыл для Запада нес Орешник
15:55
Ученые создали наноспагетти, которые невозможно разглядеть невооруженным глазом
15:33
Трамп отдаст Украину под протекторат России, если та разорвёт отношения с Китаем — The Guardian
15:29
Десант освободил Дарьино в Суджанском районе Курской области (КАРТА, ВИДЕО)
15:25
На Украине столкнулись с невозможностью включения отопления из-за мобилизации сотрудников
15:03
«Винтовка переднего края»: чем уникален новейший полуавтоматический карабин ZOV
14:44
Карта UnionPay «Газпромбанка» прекратила работу в некоторых странах
14:43
Трамп отдаст Украину под протекторат России, если та разорвёт отношения с Китаем - The Guardian
14:35
Медведев заявил о невозможности сбить «Орешник» современными средствами
14:27
Наполеоновские мечты: парижане повышают ставки на Украине ради лидерства в Европе
14:21
Fallout S01E08 Начало
14:13
Артиллеристы из состава группировки войск «Днепр» уничтожили миномёт ВСУ на Каховском направлении — видео
13:55
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 24 ноября
13:51
Священник пояснил, можно ли женщинам в брюках заходить в храм
13:49
Жертвы необъявленной войны. Как в Европе воюют со свободой слова
13:46
На Украине оказались повреждены 80% объектов энергетики
13:07
В России отмечают День матери
13:01
Переломный момент в конфликте. Американские СМИ обсуждают удар Орешником по Украине
12:22
«Станет важнейшим плацдармом». Под Купянском группировка ВСУ попала в огневой мешок
12:01
НАТО готовится к войне: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 24 ноября 2024 года
11:33
Антиколониализм — как последнее прибежище педофилов «англосаксонского Ватикана»
11:29
Захарова ответила на подозрение в отсутствии у России «Орешника»
10:30
ВСУ за сутки обстреляли Белгородскую область 103 раза: последствия атак и меры реагирования
10:25
«Превратился в полубылинного персонажа»: историк — о военных достижениях Александра Суворова
09:43
В России работают над бесконтактной технологией оплаты на базе Bluetooth
09:33
«Уголовные мифы» о Великой Отечественной: «блатные патриоты»
05:24
Юрий Подоляка рассказал о Южно-Кураховском котле: бои за Новоивановку, Погребки и Боровское, последние новости СВО на 24.11.2024
05:01
У каждого своя пирамида майя
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Какое значение имеет для СВО возвращение однодвигательной боевой авиации

Какое значение имеет для СВО возвращение однодвигательной боевой авиации



Медленный темп и огромные потери в живой силе и технике, которые демонстрирует украинское контрнаступление, в очередной раз подтвердили тезис о том, что для успеха подобных операций необходимо обеспечить господство в воздухе. А вот справится ли с подобной задачей российская армия?


Битва за небо


На написание данной публикации ее автора натолкнули некоторые цифры, заставившие серьезно задуматься. Так, при совершении своей интервенции в Ирак западная коалиция создала воздушную группировку, в которой совокупно насчитывалось от 1700 до 1800 тактических самолетов и свыше 2000 вертолетов. Против маленькой Сербии натовские агрессоры задействовали 1100 самолетов и 800 вертолетов. Впечатляет.

У России же сегодня совокупно в ВКС РФ и Морской авиации ВМФ РФ имеется что-то около 960 тактических самолётов и 1170 вертолётов. Цифра неточная, поскольку в ходе СВО есть потери в авиации, но при этом на фронт поступают новые. Поэтому она приведена как некий ориентир, чтобы был понятен масштаб задач, если сравнивать территорию Ирака, Сербии и Украины, технологический уровень блока НАТО, стоящего за ВСУ. Очевидно, что нам нужно больше самолетов и вертолетов, но откуда их взять в товарных количествах, а также квалифицированных пилотов для управления ими?

Не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы высказать некоторые соображения по этому поводу. Думается, что решением столь насущной проблемы стало бы развитие однодвигательной авиации для компенсации дефицита двухдвигательной, а также планомерный переход к более активному использованию беспилотной. Итак, что же это даст конкретно?

Однодвигательные


Так исторически сложилось, что советская истребительная авиация была однодвигательной и при этом хорошо себя показала во множестве конфликтов. Преимуществ у однодвигательных самолетов перед двухдвигательными множество: они проще и дешевле в массовом производстве и последующем обслуживании, стоимость их летного часа может быть ниже в разы, и, соответственно, такие истребители пользуются повышенным спросом в небогатых странах. Машины такого класса есть у Китая, Пакистана, Индии, Швеции и даже богатейших Соединенных Штатов.

Истребители четвертого поколения F-16, которые Украина выпрашивает и, несомненно, в итоге получит, как раз относятся к однодвигательным. К слову, это самый массовый истребитель в мире на сегодняшний день. Малозаметный американский F-35 Lightning II, относящийся уже к пятому поколению, также имеет одну силовую установку. У нас же сегодня все истребители в составе ВКС РФ и Морской авиации ВМФ РФ являются двухдвигательными.

Однодвигательные были все отправлены на утилизацию в начале 90-х годов по решению президента Ельцина. Самолет с двумя силовыми установками более надежен, грузоподъемен и имеет большую дальность полета, но он существенно дороже в производстве и последующем обслуживании. Это все очень хорошо, но по-настоящему массовыми такие летательные аппараты в российских реалиях стать не смогут. При этом, надо отметить, что по-настоящему легких истребителей типа МиГ-21 в России не осталось. Двухдвигательный МиГ-29 относится, скорее, к средним.

Важный шаг в решении данной проблемы был сделан несколько лет назад, когда в инициативном порядке корпорация «Сухой» начала разработку легкого тактического истребителя Су-75 Checkmate. Самолет собран на компонентной базе тяжелого двухдвигательного Су-57, сохраняя его преимущества в виде малозаметности. Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов пообещал, что первый российский современный однодвигательный истребитель будет экономически выгоднее для заказчиков, чем американский F-35:

В отличие от последнего, наш самолет экономически выгоднее. Напомню, что стоимость летного часа Checkmate в семь раз ниже, чем у F-35.

Отметим, что разработка эта инициативная, и заказа от Минобороны РФ на него пока что нет, поскольку Су-75 изначально предполагалось продавать на экспорт. Однако новые геополитические реалии, возникшие после начала СВО, буквально требуют, чтобы малозаметный легкий истребитель, способный иметь беспилотную версию, производился крупными сериями для нужд ВКС РФ и Морской авиации ВМФ РФ.

Между тем, хотелось бы озвучить иные варианты, как Россия могла бы быстро обзавестись массовым по-настоящему легким однодвигательным истребителем. Некоторое время назад на «Репортере» выходила публикация, в которой было рассказано о том, что было бы правильным возобновить производство простых и дешевых советских истребителей МиГ-21 сразу в беспилотной версии, чтобы использовать их в качестве штурмовиков для доставки и сброса на позиции противника планирующих авиабомб. Знакомые с реалиями производственных возможностей в комментариях отметили, что для старых самолетов сейчас нет необходимых комплектующих и производственных линий, которые было когда-то проданы за рубеж. Собственно говоря, последнее и открывает некоторое окно возможностей.

В частности, на базе советского МиГ-21, производимого в КНР по лицензии, по заказу Исламабада был разработан легкий истребитель-бомбардировщик Chengdu FC-1 Xiaolong, имеющий название JF-17 Thunder в ВВС Пакистана. Доработку самолета помогали осуществить специалисты КБ МиГ, двигатель используется наш, РД-93 производства российского ОАО «Климов». Сборка осуществлялась изначально в Китае, затем открылось совместное предприятие в Пакистане. В очередь на покупку этого простого и неприхотливого самолета выстроились заказчики из Шри-Ланки, Катара и Кувейта. Есть над чем задуматься.

Так вот, при желании можно было бы договориться либо о производстве этого модернизированного МиГ-21 в России по лицензии, либо создать что-то свое, под иным названием, но на китайской компонентной базе, чтобы ускорить процесс запуска конвейера. Этот легкий истребитель способен занять очень важную нишу, став настоящей «рабочей лошадкой» российской авиации, пилотируемой или беспилотной.

Сергей Маржецкий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





1 комментарий

  1. Маршал
    Vadim12

    МиГ-21 производить в России... по лицензии. Автор бросай спайс, мефедрон или че там у тебя в крови, это вредно.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх