Украина готова пригласить пилотов-наёмников из других стран для управления F-16

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби заявил, что разработка программы обучения украинских пилотов управлению истребителями F-16 не завершена, нельзя игнорировать и фактор владения английским языком.
«Пройдет время, прежде чем истребители появятся на Украине. Это не просто передача техники, но и надлежащая программа обучения пилотов, а также внедрение всех систем логистики, обслуживания таких современных самолетов как F-16, — отметил представитель Белого дома. — Все это займет определенное время, это будут долгосрочные усилия».
«Мы работаем с нашими европейскими партнерами, вы упомянули Данию и Нидерланды, по разработке учебной программы, которую могут начать украинские пилоты. Эта работа продолжается, остаемся в контакте с европейскими партнерами, —
Кирби охарактеризовал ситуацию как многоступенчатый процесс. «Мы привержены оказанию содействия нашим союзникам в скорейшем продвижении в этом процессе. Если возможности для обучения в Европе будут исчерпаны, то мы, конечно, будем открыты для проведения обучения украинских пилотов на территории США», — сказал он.
Летчик-снайпер, бывший первый заместитель командующего 14-й армии ВВС и ПВО генерал-майор Александр Ковалев заявил, что языковые сложности, с которыми столкнутся украинские пилоты при подготовке к полетам на американских истребителях F-16, глубже, чем просто вербальная коммуникация — это и перевод сложной документации, и терминов, применяемых при радиообмене.
«Лично мне неизвестно, существует ли руководство по летной эксплуатации к F-16 на украинском или русском языке, а это один из основных документов, которые используются при подготовке пилота. Кстати, летчики Вооруженных сил Украины до сегодняшнего дня радиообмен при выполнении боевых задач ведут на русском языке, потому что по-украински некоторые термины произносить сложно. Я сомневаюсь, что поехало на подготовку большое количество военных, которые знают английский язык на том уровне, который требуется, чтобы понимать все термины в руководстве по летной эксплуатации», — сказал Ковалев.
Он также предположил, что Украина может решить проблему с нехваткой пилотов и времени на их подготовку для управления американскими истребителями F-16 за счет пилотов-наемников. «Я много лет посвятил обучению и молодых лейтенантов, и боевых летчиков в строевой части. Непосредственное обучение на новом типе самолета для человека происходит вне зависимости от опыта в несколько этапов: теоретическое, подготовка на тренажерах, после этого сдаются экзамены и начинаются полеты — от простых к более сложным. В Америке примерно та же схема. Для того, чтобы достойно выполнять поставленные задачи, пилотам требуется полтора-два года минимум. Поэтому меня все чаще посещает мысль, что в небе над Украиной могут появиться иностранные наемники из числа «отставников», — сказал эксперт.
По его мнению, даже с наемниками ВСУ не получат преимущества в небе. Эксперт указал, что за все время существования различных модификаций и широкого использования F-16 в конфликтах известно об около 50 сбитых им других самолетах. «Причем нет ни одного подтвержденного случая, где самолетом в Сирии, в Египте, да и в остальных местах, сбитым F-16, управлял бы российский пилот или сравнимый с ним по классу летчик. Моральный боевой дух, уровень и мастерство российских пилотов, а также превосходство наших самолетов, позволяют говорить о том, что на современном этапе F-16 погоды не сделают», — пояснил он.