В начале июня федеральный парламент Ирака одобрил бюджет страны. Событие важное, поскольку предыдущий бюджет был принят в апреле 2021-го, рассчитан до конца того же года и не был исполнен ни по одной статье. Осенью случился очередной политический кризис, в результате которого в Ираке возник правовой вакуум, в котором уже не было бюджета. В условиях отсутствия дееспособных и легитимных ветвей власти в 2022 году страна и вовсе обошлась без бюджета, ибо даже базовые показатели некому было готовить, представлять и обсуждать. Лишь в середине марта 2023 года проект основного финансового документа, подготовленный правительством М. ас-Судани, был передан на утверждение в парламент.
Исходя из недавнего опыта, депутаты решили одобрить финансовый документ не на год, а сразу на три, и местные СМИ поспешили торжественно обьявить, что это крупнейший бюджет за последние 20 лет. Добавило эйфории заявление компании State Oil Marketing Organization (SOMO), что только за июль текущего года доходы Ирака от экспорта нефти составили 8,293 млрд. долл.
Уже подписано соглашение по увеличению нефте- и газодобычи с французской TotalEnergies (TE) и катарской TotalEnergies. Доли участников составляют 30% у Ирака, 45% у ТЕ и 24% – компании из Катара. Стоимость проекта – 27 млрд. долларов, причем 10 млрд. намечено инвестировать в ближайшие четыре года. Не менее футуристически прозвучало официальное обьявление о запуске проекта «Путь развития» – транспортно-логистической системы, включающей железнодорожные пути и автострады, которая свяжет порт Фао и богатые нефтью южные регионы со Средиземноморским побережьем Турции и значительно облегчит обмен товарами между Азией и государствами Европы. По инению премьера М. ас-Судани, это будет конкурент Суэцкому каналу и «позволит странам региона стать экспортерами продукции современной промышленности». Стоимость проекта оценивается в 17 млрд. долларов, при этом в Багдаде рассчитывают, что значительная часть инвестиций поступит от монархий Персидского залива, а завершить работы планируется в 2029 году.
Среди прочих прожектов – строительство предприятий по утилизации попутного газа, солнечная электростанции мощностью 1 ГВт и другие, призванные вызвать восторг иракцев, которые страдают от постоянных перебоев в энергоснабжении. «Это реальное начало инвестиций в возобновляемые источники энергии в Ираке», – заявил министр нефти Ирака. Правда, осталось неясным, какое слово является ключевым – реальное или начало?
Стоит упомянуть, что в мае 2022 года Ирак получил рекордную за последние 50 лет сумму доходов от месячного экспорта нефти – 11,4 млрд. долл. На уровне жизни населения это никак не отразилось. Как признал председатель парламентского комитета по противодействию коррупции Хейдар Ханун, именно коррупция остается основным препятствием на пути страны к развитию. 18 июня он заявил: «Я призываю всех, включая вооруженные силы, органы безопасности, политические партии и гражданское общество, сплотиться в борьбе с коррупцией и очистить от нее государственные учреждения. Коррупция в Ираке остается большей угрозой, чем терроризм». По индексу восприятия коррупции, подготовленном Transparency International, Ирак занимает 157-е место из 180.
Как отмечалось, законопроект федерального бюджета был направлен в парламент в марте и был утвержден лишь спустя три месяца. Причина такого долгого согласования кроется в жёсткой позиции Эрбиля, который настаивал на особом положении автономии. И это курдским властям удалось – они не только добились доли 12,67% в федеральном бюджете, но закрепили за собой такие привилегии, которыми не обладает ни одна из южных провинций страны, которые и обеспечивают доходную часть бюджета. Так, нефтяные доходы Курдистана будут находиться под контролем правительства автономии, а не Министерства финансов Ирака. Показательны как форма, так и тональность заявления председателя совмина Иракского Курдистана О. Сабаха: «Мы встретились с делегацией федерального правительства по поводу необходимости обеспечить соблюдение закона о бюджете и осуществить финансовые права региона Курдистан. Мы согласились реализовать положения бюджета, относящиеся к Курдистанскому региону».
Есть ли в мире другая автономия, формально являющаяся составной частью федеративного государства, при этом проводящая политику, от этого государства не зависящую, а нередко и вступая с ним в острые противоречия? Излишне напоминать, что в Иракском Курдистане не встретить иракского государственного флага – там есть свой флаг. А кроме флага, там есть свой президент, свой парламент, свое правительство, свои силовые структуры (включая спецслужбы и армию) и свои законы. Показательный пример: 18 декабря этого года в Ираке должны состояться провинциальные выборы. В Ираке, но не в курдской автономии – там выборы пройдут 25 февраля 2024 года в соответствии с указом президента Н. Барзани от 3 августа.
Особенно заметен разрыв между Эрбилем и Багдадом в сфере внешних связей. Количество иностранных дипломатических представительств в Эрбиле давно превышает число посольств зарубежных стран в Багдаде, а интересы автономии за границей представляют собственные учреждения, которые по своим функциям и статусу ничем не отличаются от посольств. Любопытный факт: 7 июля премьер-министр Масрур Барзани назначил нового главу Регионального правительства Курдистана в Вашингтоне. Трифа Азиз в течение 25 лет работала в государственном и частном секторах США, в 1990-х годах была представителем Демократической партии Курдистана в Вашингтоне. Она сменила Б. Сами, которая последние восемь лет возглавляла представительство Иракского Курдистана в США, а до этого – 10 лет в Великобритании. Теперь Б. Сами будет старшим советником премьера М. Барзани по иностранным делам и изменению климата.
А кто из иностранных деятелей высокого ранга посетил Иракский Курдистан? Здесь вот какая картина получается: с марта в Эрбиле побывали, были приняты высшим руководством автономии и провели «плодотворные переговоры» министры обороны США, Италии, Франции, старший советник МО Великобритании маршал авиации Сэмпсон и другие. Все они, как один, неизменно упирали на то, что «Исламское государство» (террористическая организация, запрещённая в РФ) в Ираке не только сохраняет свои «спящие ячейки», но они все чаще «просыпаются». А потому без коалиции стран НАТО непосредственно в Курдистане обойтись совершенно невозможно.
Это не преминул подчеркнуть и глава сил самообороны Эстонии Ханно Певкур, посетивший Эрбиль 2 августа. По итогам его переговоров с президентом Н. Барзани было выпущено совместное коммюнике: «Стороны согласились с необходимостью продолжения миссии международной коалиции по борьбе против ИГ, чтобы противостоять угрозе терроризма и обеспечить искоренение ИГ, которое остается серьезной угрозой безопасности и стабильности в более широком регионе». А глава правительства Масрур Барзани особо подчеркнул важность военного сотрудничества и поблагодарил Эстонию за «постоянную поддержку пешмерга». Тут надо пояснить, что воинский контингент прибалтийского государства в количестве 110 военнослужащих прибыл в Курдистан в конце апреля сроком на шесть месяцев с задачей охранять периметр американской военной базы в Эрбиле.
Читайте нас: