Более сотни центробанков в мире активно работают по теме CBDC. Это аббревиатура англоязычного термина Central Bank Digital Currency - «цифровая валюта центрального банка». Как в конечном виде будет выглядеть конструкция денежно-кредитной и финансовой системы, основывающейся на CBDC, никто пока сказать не может. Но чувствуется, что внедрение CBDC может привести к радикальнейшим изменениям не только денежно-кредитной и финансовой системы, но и всей общественной системы. Родится «дивный новый мир CBDC».
Некоторые идеи и проекты прошлого и настоящего могут стать важными элементами новой общественной системы, базирующейся на CBDC. Так, эксперты не исключают, что важным элементом «дивного нового мира CBDC» может стать система социальных рейтингов, которая уже начинает использоваться в Китае. Права граждан в части, касающейся владения и использования цифровой валюты, будут дифференцироваться с учетом их социальных рейтингов.
Среди экономистов многие десятилетия обсуждалась также идея так называемых тающих денег. Краеугольным камнем денежно-кредитных систем стран капитализма является процент (по кредитам, депозитам, финансовым инструментам). Именно он, по мнению некоторых экономистов, тормозит экономическое развитие. Процент не надо отменять, но следует сделать его отрицательным. Деньги станут «тающими», появится понятие «срок жизни денег». Деньги нельзя будет использовать в качестве средства накопления, они будут выполнять свою основную функцию – средства обмена и платежей. «Тающие деньги» способны стимулировать экономику. Вот и разработчики CBDC считают, что цифровая валюта как минимум не должна прирастать процентом. Один вариант – у нее будет ограниченный срок использования. Другой вариант – отрицательный процент по цифровой валюте. В Китае уже объявили, что цифровой юань будет иметь ограниченный срок жизни.
Большинство центробанков планируют начать запуск CBDC как розничной валюты. Т. е. предназначенной для физических лиц. Им будут открыты счета в центральном банке, каждый человек получит свой «цифровой кошелек». А на какие цели может использоваться содержимое этого «кошелька»? Прежде всего, на непосредственную оплату товаров и услуг. Пока денежные власти всех стран говорят также о возможности свободной конвертации цифровой валюты в привычные деньги – наличные или безналичные. Последние можно будет по-прежнему использовать в качестве накопления путем размещения на депозитах коммерческих банков. Но это лишь на первых порах. Потом постепенно будут упраздняться наличные и обычные безналичные деньги. Останется лишь цифровая валюта – идеальный инструмент контроля и управления людьми. Это сегодня понимают даже не шибко грамотные люди. В целом ряде стран уже возникла достаточно мощная оппозиция цифровой валюте. Особенно в тех странах, где CBDC уже легализована.
Власти пытаются загонять людей в «дивный новый мир CBDC» как кнутом, так и пряником. Пряник может представлять собой «цифровой кошелек», на который перечисляются пенсии и социальные пособия. Так, в Нигерии, где цифровая валюта была легализована в конце 2021 года, люди не спешили обзаводиться «цифровыми кошельками». Власти страны объявили, что социальные пособия наиболее неимущим гражданам будут выдаваться через «цифровые кошельки». Таким способом удалось раздать 4 миллиона «кошельков».
Многие эксперты полагают, что «пряником», с помощью которого удастся завлечь в «дивный новый мир CBDC» поголовно все население может стать UBI. Это аббревиатура еще одного англоязычного термина – Universal Basic Income. На русский язык чаще всего переводится как «Универсальный базовый доход» (УБД), «Безусловный базовый доход» (ББД) или «Безусловный основной доход» (БОД). Идея ББД носится в воздухе уже многие десятилетия. ББД – это регулярные одинаковые выплаты всем гражданам страны, независимо от их дохода, социального статуса, возраста и от того, трудится человек или нет. Образно выражаясь, БДД – это получение денег «ни за что». В целом ряде стран проводились и проводятся эксперименты по применению ББД на ограниченных контингентах граждан. Пока ни в одной стране мира полномасштабного (со 100-процентным охватом населения) систем ББД нет.
Сейчас становится вполне вероятным, что ББД будет вводиться в полном объеме (100-процентный охват населения), причем именно в качестве упомянутой мною «взятки». Я далеко не одинок в таких подозрениях. Также считает английский эксперт Фрэнсис Коппола (Frances Coppola), обозреватель CoinDesk. Об этом он пишет в
Реализация проекта ББД с опорой на государственный бюджет невозможна и по той причине, что в большинстве стран мира бюджеты дефицитны. Проекты ББД потребуют таких денег, которые не способны обеспечить государственные бюджеты. А вот центробанки способны провести эмиссию денег для раздачи ББД через «цифровые кошельки». Правда, и в этом случае существует риск разгона инфляции. А ведь Центробанк должен контролировать инфляцию. Он это и будет делать, как считает Фрэнсис Коппола. Каким образом? «Центральный банк может варьировать платежи, уменьшая их, если потребительские цены начали расти, или увеличивая их, если они падают», - говорит эксперт. Т. е. Коппола считает, что изначальная концепция ББД, предполагающая поддержание фиксированной суммы дохода, будет изменена, величина дохода будет меняться в зависимости от ценовой конъюнктуры. Автор считает, что система ББД, основывающаяся на бюджетных деньгах, очень неповоротлива, а вот система ББД, основывающаяся на цифровой валюте, гораздо более маневренна.
Конечно, между первоначальным пониманием ББД и CBDC существуют некоторые несостыковки. Эксперты считают, что концепция ББД неизбежно будет скорректирована и очень существенно. Об этом, в частности, говорится в
Система ББД, находящаяся в ведении Центробанка, весьма напоминает ту, которую экономисты и финансисты называют «вертолетными деньгами». Автором термина «вертолетные деньги» считают известного монетариста Милтона Фридмана (1912 – 2006). В своей известной работе «Оптимальное количество денег» (1969) Фридман нарисовал такую картину: «Предположим, в один прекрасный день над некой общиной пролетит вертолёт и сбросит 1000 долларов США, которые, конечно же, спешно соберут члены этой общины. Предположим также, что все убеждены, что это уникальное событие, которое никогда не повторится». И далее он объяснял, как эти деньги могут помочь оживлению экономики. Из контекста статьи понятно, что «вертолетные деньги» – не бюджетные, а продукция «печатного станка» Центробанка. Т. е. еще более полувека назад зародилась идея, что Центробанк может напрямую распределять деньги населению, не прибегая к услугам таких посредников, как Минфин с государственным бюджетом и коммерческие банки.
Идея Фридмана неожиданно получила поддержку в начале 2000-х годов со стороны Бена Бернанке, впоследствии председателя Совета управляющих ФРС США (2006-2014 гг.). В 2002 году он выступил с речью, в которой отметил: «Вертолётные деньги могут оказаться ценным инструментом. В экстремальных условиях такие программы могут быть наилучшей имеющейся альтернативой». С тех пор недоброжелатели прозвали Бернанке Беном-вертолётчиком. Правда, и Фридман, и Бернанке не ставили знак равенства межу ББД и «вертолетными деньгами», поскольку ББР – регулярные платежи, а «вертолетные деньги» – эпизодические вбросы денег. Позднее другие экономисты синтезировали эти две идеи, предложив сделать «вертолетные деньги» регулярными платежами.
Итак, при некотором упрощении можно сказать, что система CBDC в ее завершенном виде – система тех самых вертолетных денег, о которых Фридман сказал еще более полувека назад.
В прошлом десятилетии Рэй Далио (Ray Dalio), американский миллиардер, основатель и управляющий хедж-фонда Bridgewater, не раз заявлял, что такие меры стимулирования экономики, как снижение ключевой ставки и количественные смягчения полностью исчерпали себя. Для стимулирования экономики потребуются нетрадиционные подходы. Об этих нетрадиционных подходах он
Получается, что главным (а может быть, и единственным) институтом управления будущим «дивным новым миром» станет Центральный банк.
P.S. Уже появляются серьезные исследования, которые продвигают идею запуска полномасштабного проекта UBI с использованием CBDC. В марте этого года Институт глобальных изменений, руководимый Тони Блэром, бывшим премьер-министром Великобритании (1997-2007 гг.), опубликовал
Читайте нас: