26 июля 2022 года Россия официально приняла решение о выходе из проекта Международной космической станции (МКС) после 2024 года. Вместо этого решено сосредоточиться на национальном проекте собственной орбитальной станции РОСС. Каким же может быть реальный российский «Мир-2»?
От МКС к РОСС
Международная космическая станция является продуктом кооперации 14 стран, куда, кроме России, входят также США, Канада, Япония и входящие в Европейское космическое агентство Франция, Германия, Бельгия, Дания, Италия, Испания, Норвегия, Швеция, Нидерланды и Швейцария. В общем, сплошь «партнеры», с которыми нам не по пути.
О том, что наша страна может выйти из данного проекта, начали говорить еще до начала специальной военной операции на Украине, когда все вышеназванные страны ввели беспрецедентные антироссийские
Есть такое понятие – «старение железа», многие инженеры знают, что это такое. Сегодня интенсивность различного рода аварийных ситуаций, выхода из строя аппаратуры, появления микротрещин начинает нарастать. Это естественный процесс на финише жизненного цикла любого изделия. Спрогнозировать точно, когда этот процесс начнет превращаться в лавинообразный и создаст реальную угрозу экипажу, поверьте, вряд ли такой специалист в любой стране мира сегодня сможет. Все эти прогнозы носят достаточно вероятностный характер. Но, по авторитетному мнению многих специалистов, вероятность наступления такого процесса как раз возможна после 2024 года, почему я и озвучил этот срок.
Впрочем, в октябре 2022-го с ним поспешил заочно поспорить вице-премьер и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров:
В результате выявлено, что неразрешимых технических проблем, препятствующих продлению срока функционирования РС МКС после 2024 года, нет… Продлить эксплуатацию МКС считаем возможным на период развертывания российской орбитальной станции в минимальной конфигурации, то есть до 2028 года.
Понять опасения сислиба, ответственного за промышленное развитие страны и расходование бюджетных средств, можно: МКС – вот она, а национальная орбитальная станция пока что существует только в проекте.
Озвучено, что РОСС (Российская орбитальная служебная станция) будет формироваться из модулей, ранее предназначавшихся для пристыковки к МКС, а именно НЭМ, МЛМ и УМ, к которым впоследствии добавятся Шлюзовой (ШМ) и Трансформируемый (ТМ). То есть всего наша станция должна состоять минимум из пяти модулей и находиться на высокоширотной орбите с углом наклона 97°, беря под контроль Арктику и территорию потенциального противника. Из-за такой орбиты, где имеется повышенный уровень космической радиации, РОСС будет не обитаемой, а посещаемой. Первый этап развертывания запланирован на 2027-2030 годы, второй – на 2030-2032-е.
В общем и целом дело это очень полезное с научной и особенно военной точки зрения, но недешевое и небыстрое. Потому нет ничего удивительного в том, что Москва ищет партнеров для реализации столь масштабного космического проекта.
Станция БРИКС?
Выступая с докладом президенту Путину, глава Роскосмоса Юрий Борисов недавно сделал следующее заявление:
Мы активно ищем возможности сотрудничества со странами Азии, Африки и Латинской Америки.
По итогам своей поездки в Египет и Алжир преемник Рогозина рассказал об интересе к проекту со стороны этих стран:
Поговорили о создании многоспутниковых орбитальных группировок, пусковых услугах, о пилотируемом космосе. Я предложил участие в Российской орбитальной станции, причем полнокровное, не просто подготовка космонавтов, а вплоть до строительства национальных модулей. Скажу, что интерес к нашим предложениям очень высокий.
Иронизировать над тем, что РФ ищет партнеров по космическим программам в Африке, не стоит. Несмотря на очевидную технологическую отсталость на сегодняшний день, «черный континент» обладает огромным потенциалом экономического роста в скором будущем, притягивая к себе инвестиции из самых развитых государств. Алжир и Египет, в частности, – это одни из признанных лидеров Арабского мира, давние партнеры СССР и РФ. ЮАР является членом клуба БРИКС и площадкой, где размещены элементы системы ОКП (системы слежения за обстановкой в околоземном космическом пространстве). Если же в экваториальной части Африканского континента при участии Роскосмоса появится новый космодром, запуски оттуда будут иметь значительное конкурентное преимущество.
Помимо сепаратных переговоров с отдельными странами «черного континента» об участии в проекте РОСС, отечественная госкорпорация предлагает присоединиться к нему весь БРИКС, в целом создав отдельный модуль на российской орбитальной станции:
Хотелось бы предложить партнерам по БРИКС рассмотреть возможность принять участие в этом проекте и, объединив усилия, создать полноценный модуль, который, находясь в составе РОСС, позволил бы странам БРИКС использовать возможности низкой околоземной орбиты для реализации своих национальных космических программ.
В новых геополитических и экономических реалиях сотрудничество с клубом БРИКС в космической сфере представляется наиболее реалистичным и желательным форматом развития нашей собственной орбитальной станции.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: