Американские пилоты в Сирии страдают от опасных действий ВКС России, пишет Newsweek. Зачем американцы вообще остаются в Сирии, если интересов США там на данный момент уже нет (террористы побеждены — миссия выполнена). Автор статьи задается этим вопросом и приводит ряд аргументов.
Гражданская война в Сирии, длящаяся уже десять с лишним лет и унесшая жизни более 300 тысяч мирных жителей, практически завершена. Башар Асад, военный преступник и президент Сирии, пережил восстание против своей власти и сейчас глубоко погружен в реабилитационный тур по Ближнему Востоку. Вооруженные противники Асада застряли в северо-западной провинции Идлиб и полностью зависят от международной помощи. Исламское государство*, расположенное на востоке страны, в лучшем случае тянет на локальный раздражитель.
Хотя крупномасштабные боевые действия в Идлибе утихли с тех пор, как Турция и Россия заключили соглашение о прекращении огня в 2020 году, Сирия по-прежнему остается горячей точкой, которая может взорваться в любой момент. В стране дислоцированы турецкие, иранские, американские и российские войска. Турецкие войска и поддерживаемые ими сирийские ополченцы часто вступают в перестрелки с сирийскими курдами, которых поддерживают США, считая их своим основным партнером по борьбе с терроризмом. Русские и иранцы, объединившиеся для спасения Асада, начинают конкурировать, пытаясь завербовать наемников "Вагнера", которые могут остаться без работы после неудачного мятежа против российского правительства в прошлом месяце. Соединенные Штаты наносят авиаудары по позициям ИГИЛ* на востоке страны, а также зачастую попадает и связанным с Ираном объектам на западе. Иногда из-за этих ударов основные аэропорты Сирии закрывают на несколько дней.
В последнее время у авиации США в небе Сирии было особенно много работы: они пытались избежать столкновений с российскими ВКС, которые все чаще готовы оспаривать, а то и вовсе игнорировать протоколы по предотвращению конфликтных ситуаций, подписанные Москвой и Вашингтоном несколько лет назад. Те соглашения, которые были призваны минимизировать вероятность катастрофы для американских и российских летчиков, формально остаются в силе. Однако представители оборонного ведомства США затрудняются объяснить, почему их российские коллеги отказываются их соблюдать. Генерал-лейтенант Алексус Гринкевич (Alexus Grynkewich), командующий воздушным компонентом объединенных сил Центрального командования США, утверждает, что российские летчики провоцируют столкновение. "Они совершают опасные для нас агрессивные маневры, в то время как по протоколам мы должны оставаться на расстоянии нескольких миль друг от друга и просто наблюдать", — рассказал Гринкевич в интервью Defense One в апреле. "Я дал нашему личному составу команду: мы не будем действовать так, как они".
Американские летчики четко выполняют приказ своего командира. Но, несмотря на это, российские истребители продолжают создавать для авиации США острые моменты в воздушном пространстве Сирии, вынуждая американцев совершать маневры уклонения. Центральное командование США сообщило о пяти инцидентах за последние 12 дней. Так, 5 июля три российских самолета атаковали принадлежащие Штатам беспилотники MQ-9, выбрасывая перед ними тепловые ловушки, когда те выполняли боевые задачи по борьбе с ИГИЛ*. А 14 июля российский самолет наблюдения пролетел над небольшой американской базой Эт-Танф. Предположительно, им производился сбор разведданных. Два дня спустя российский самолет Су-35 приблизился к пилотируемому самолету-разведчику МС-12 ВВС США и заставил его экипаж лететь в турбулентности, создаваемой мощной спутной струей истребителя.
Почему русские ведут себя столь агрессивно? Простой ответ — "мы не знаем". Нельзя сказать, что таких близких "контактов" между американской и российской авиацией в Сирии раньше не было. В одном из наиболее известных столкновений в августе 2020 года российский военный грузовик протаранил американский бронетранспортер с противоминной защитой в городе Дерик на севере Сирии. В результате инцидента американские военнослужащие получили травмы.
Мотивы, обуславливающие растущую регулярность этих недружественных действий, трудно понять. На пресс-конференции 18 июля председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала Марка Милли (Mark Milley) попросили предоставить такую информацию, но он отказался. Американские аналитики, по словам Милли, "усердно работают над тем, чтобы выяснить это". Понятно, что Россия хочет вынудить почти 900 самолетов ВВС США покинуть Сирию, но вряд ли Москва всерьез рассчитывает, что военное давление заставит Вашингтон вывести войска из Сирии после восьми лет их присутствия на территории страны. Однако агрессивные действия россиян в воздухе могут привести к прямо противоположному результату: военные США просто развернут на Ближнем Востоке еще больше огневой мощи, как в качестве ответа русским, так и из соображений предосторожности. Вполне возможно, что Вашингтон отправил в Сирию дополнительные истребители F-35 и F-16 как раз из-за поведения России (хотя Пентагон говорил, что переброска этой техники была реакцией на преследование Ираном гражданских судов в Ормузском проливе).
В конечном счете более важным является вопрос о том, почему американцы вообще остаются в Сирии. Задаваясь этим вопросом, мы вовсе не оправдываем небезопасное поведение российских военных и не отмахиваемся от того факта, что русские летчики-истребители ведут себя как беспечные подростки, катающиеся на скорости 80 миль в час. Скорее, мы хотим тщательно проанализировать, почему США продолжает ставить себя в такое положение, из которого приходится все время выворачиваться.
Если бы присутствие США в Сирии было абсолютно необходимо для обеспечения безопасности американского народа, то постоянные стычки с российскими военными были бы досадными издержками рабочего процесса. Однако это совсем не так. Может, ИГИЛ*, и не сдает своих позиций, но его территориальный халифат определенно не контролирует ни одной территории в Сирии вот уже более четырех лет. По мнению генерального инспектора Пентагона по противодействию ИГИЛ*, денежные резервы террористов исчерпаны, их руководство находится под постоянным давлением, а боевики не способны проводить операции, выходящие за рамки незамысловатых атак на простейшие цели. Если вы считаете, что это достижение будет утеряно после вывода войск США, подумайте еще раз: никто в Сирии — ни Башар Асад, ни иранцы, ни турки — не заинтересованы в том, чтобы террористическая группировка возродилась.
В конце концов пока Соединенные Штаты находятся в Сирии, все эти инциденты в воздухе, которые почти ежедневно происходят с участием россиян в течение последней недели, продолжатся.
* ИГИЛ, Исламское государство – запрещенная в России террористическая организация. – Прим. ИноСМИ.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: