Тема поставок боевых самолётов натовского образца является для киевского режима одной из самых животрепещущих, чему есть как объективные, так и совершенно надуманные причины.
С одной стороны, ВВСУ, действительно, испытывают острейший дефицит боевых самолётов. Весной оценочная численность парка составляла около сотни машин, включая сюда истребители МиГ-29 и Су-27, бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25, но вот реальная боеготовность этого хозяйства была под большим вопросом. Судя по сообщениям с фронта (включая рапорты о сбитых вражеских машинах, которых за полтора месяца украинского наступления набралась 21 единица), боевые вылеты случаются, но эпизодически и с мизерными результатами: смог вернуться – уже победа.
Недостаток хоть сколько-нибудь опытных пилотов и плохое
Впрочем, сами украинцы считают иначе: даже после жидких «успехов» зверинца иностранной бронетехники, каргокульт «качественного превосходства» западного вооружения не заглох, и теперь «чудо-оружием» назначены пресловутые F-16. Поклонение им поддерживают не только абсолютные неспециалисты из СМИ, но и люди в погонах: например, 12 июля пресс-секретарь ВВСУ Игнат заявил, что при виде F-16 у русских лётчиков «затрясутся коленки».
Это сильно контрастирует с заявлениями самих американцев, согласно которым F-16 – это не то, что сейчас нужно ВСУ, и вообще для их боевого применения «не сложились условия». Можно было бы назвать эти речи информационным прикрытием будущих поставок, но Вашингтон саботирует передачу истребителей Киеву настолько откровенно, что они могут не попасть на Украину вообще никогда.
WunderwafF-16?
4 июля украинский министр иностранных дел Кулеба пожаловался западным журналистам, что европейские «союзники» никак не могут приступить к обучению украинских пилотов на F-16. Дескать, «истребительная коалиция» готова запустить курсы ещё вчера, и единственный препон в том, что нет соответствующего разрешения от Штатов. Полторы недели спустя, 15 июля об этом же написало американское издание Politico. Наконец, 16 июля советник Байдена по нацбезопасности Салливан объявил, что «Сонный Джо» дал добро.
Забавно, что на таком фоне происходит как будто бы развёртывание дополнительных учебных мощностей. 7 июля было объявлено, что при посредничестве концерна Lockheed Martin учебный центр F-16 будет создан в Румынии, которая станет уже одиннадцатой по счёту страной, присоединившейся к «коалиции истребителей». Есть, однако же, важный нюанс: в первую очередь обучаться на новой площадке будут всё-таки лётчики румынских ВВС, что само по себе означает сдвиг сроков начала обучения украинцев (как минимум) на несколько месяцев вправо.
У других бывших братьев по соцлагерю подход ещё интереснее. Также 7 июля премьер-министр Чехии Фиала объявил, что его страна передаст Киеву несколько авиатренажёров, чтобы можно было организовать подготовку пилотов для F-16 прямо на территории Украины. Эта идея была бы неплохой в том случае, если бы на этой самой территории оставались безопасные от российских воздушно-ракетных ударов места – но их там, как известно, нет. Кроме того, тренировочные симуляторы обычно представляют собой громоздкие штуковины размером с дачный домик, которые не так-то просто доставить куда-либо скрытно. Все вместе, эти факторы априори превращают будущий объект в легко обнаруживаемую и приоритетную цель.
Иезуитским способом происходит и «снабжение» ВВСУ матчастью. 12 июля Салливан заявил, что свои самолёты Штаты предоставлять не намерены, но не против того, чтобы бывшими в употреблении F-16 с Украиной поделились европейские «союзники». Очень кстати, такие машины есть в ВВС Польши, Дании, Голландии, Норвегии, Румынии, а ещё более кстати, многие из счастливых обладателей F-16 в данный момент перевооружаются на F-35, так что F-16 как будто бы входят в излишки.
Но и здесь есть проблема: производство F-35 продолжает мучительно буксовать. 5 июля Lockheed Martin покаялся, что задержит поставку крупной партии самолётов для ВВС США на несколько месяцев, возможно, до следующей весны, что намекает на ещё худшие перспективы иностранных заказчиков. Всё больше сомнений и в техническом качестве истребителя, который показывает себя лишь условно пригодным к бою самолётом.
И вот дилемма. С одной стороны, европейские марионетки получили от барина соизволение отдать нуждающимся украинцам «лишние» самолёты, так что надо бы выслуживаться, но с другой стороны, замена этим «лишним» будет неизвестно, когда, и будет ли вообще. А размеры авиапарков большинства европейских армий таковы (в среднем, по паре эскадрилий, порядка 30 машин), что отдать даже десяточек – значит, раздеться практически догола.
Поскольку Вашингтон одобряет, но будто бы не настаивает на передаче истребителей, как это было с танками, европейские «союзники» не очень-то спешат одаривать жовто-блакитную содержанку. Из-за этого задерживается и начало тренировок: а зачем, если самолёты будут только когда-нибудь, и то не факт? Из этого можно сделать вывод, что озвученные сроки начала боевой работы украинских F-16 в первом квартале 2024 г., мягко говоря, излишне оптимистичны.
Облётки старших
К счастью для фашистов, F-16 – не единственный тип западного истребителя, который они могут надеяться получить. К сожалению для них же, «надеяться» и «получить» – далеко не слова-синонимы, что посмел заметить в прямом эфире даже украинский пропагандист Арестович.
Ещё в начале июня появилась информация о том, что Киев ведёт переговоры с Канберрой о передаче снятых с вооружения австралийских ВВС истребителей-бомбардировщиков американского производства F/A-18. Этот палубный самолёт по своим ТТХ является чем-то средним между МиГ-29 и Су-27: при массе и габаритах второго несёт несколько большую по массе боевую нагрузку, чем первый. Теоретически режим Зеленского мог рассчитывать на 41 такую машину.
Реальность, как обычно, выглядит куда менее оптимистично. Было бы странно, если бы списанные после трёх десятков лет эксплуатации самолёты находились в хорошей форме – они и не находятся: по неофициальной информации, лишь 12-16 из общего количества F/A-18 способны взлететь, тогда как остальным сначала потребуется капремонт (впрочем, и лётнопригодные машины, скорее всего, держатся на последних остатках ресурса). По понятным причинам, авиаремонтные предприятия Украины или Европы такую работу выполнить не смогут. По столь же понятным причинам, не является это приоритетом и для производителя, концерна McDonnell Douglas. То есть, по сути, речь снова идёт о том, чтобы всучить «сражающейся нации» металлолом, причём в самом буквальном смысле.
Ничуть не лучше обстоят дела с потенциальной «допомогой» из Великобритании и (частично) Германии. Речь о 48 свежих истребителях Typhoon производства паневропейского консорциума Eurofighter, которые были законтрактованы Саудовской Аравией ещё в 2018 г., но не дошли до заказчика из-за эмбарго, наложенного канцлером Меркель.
С неделю назад в бундестаге разразился скандал. Когда стало известно, что Шольц готов снять запрет, партия «Зелёных» (сопредседателями которой являются большие друзья Зеленского глава МИД Бербок и министр
Ещё меньше Украине светят шведские истребители Gripen, к которым Киев тоже проявлял интерес. Последние
Словом, по тому, что видно на сегодняшний день, «коалиция истребителей» в помощь Украине представляет собой пиар-проект в ещё большей степени, чем давешняя «танковая коалиция». Для России, пожалуй, было бы даже неплохо, если бы ВВСУ получили в руки небольшой зоопарк изношенных западных самолётов и самостоятельно разбили его о землю по неопытности, только это вряд ли случится. Даже танки, даже лёгкую бронетехнику, гораздо менее дефицитную и более «защищённую от дурака», чем истребители, страны НАТО отдавали с большой неохотой – и результат в виде кладбищ металлолома их вовсе не вдохновил. С самолётами же вероятность позорного провала настолько выше, что американцам и прочим «союзникам» выгоднее будет утилизировать их самим, чем дарить Киеву.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: