Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что вступление Швеции в НАТО станет возможным после того, как Турция будет принята в Евросоюз.
«Мы хотим, чтобы все данные нам обещания были реализованы... Турцию заставляют ждать уже пятьдесят лет у дверей ЕС. Говорю этим странам, заставляющим нас ждать, скажу это и в Вильнюсе: сначала откройте Турции двери в ЕС, тогда мы откроем путь Швеции в НАТО, как сделали это ранее в отношении Финляндии», — заявил турецкий президент перед саммитом НАТО.
Откуда вообще взялась цифра пятьдесят, если ЕС появился только в 1993-м? У ЕС был предшественник — Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), а у того, в свою очередь, созданное еще в 1950-ом Европейское объединение угля и стали, в котором и закладывались основы будущего Евросоюза.
Сотрудничество Турции и Европы началось вскоре после Второй мировой войны, Турция является одним из основателей Совета Европы (1949 г), а 12 сентября 1963 года было подписано Соглашению об ассоциации между ней и ЕЭС, то есть именно с того момента Турция является «ассоциированным членом» ЕЭС и ЕС как его преемника. Однако, ассоциированное членство - это еще не членство.
Заявку на полноценное вступление в ЕЭС Анкара подала в 1987-ом, но статус кандидата получила лишь спустя 12 лет в 1999-м.Только в 2004 году вслед за крупным расширением (когда приняли Венгрию, Польшу, Чехию, Словакию, Словению, Кипр, Мальту, а также три прибалтийские республики) Европейский совет объявил официальной датой начала переговоров по вступлению Турции 3 октября 2005 года. Но воз и ныне там.
Турция стала абсолютным рекордсменом по ожиданию вступления в ЕС. К примеру Хорватия ждала 10 лет. Среди тех, кто продолжают ждать: 17,5 лет в статусе кандидата находится Северная Македония, 12,5 лет — Черногория, 11,3 — Сербия. Турция, даже если считать с момента получения статуса кандидата — 24 года. И если все остальные страны имеют шанс на попадание в ЕС при решении определенных вопросов, то в членство Турции никто уже не верит.
Во-первых, у Турции целый ворох принципиально нерешаемых разногласий — вопрос Кипра, примирения с Грецией, расхождение во взглядах на геноцид армян, положение курдов, миграционную политику, демократию и свободу слова. Но главное — это то, что население Турции составляет порядка 85 миллионов человек. Для сравнения население Литвы — менее полутора миллионов, Хорватии — около 4 миллионов. При этом у Турции серьезные проблемы в экономике, и она может стать мертвым грузом на ногах всего Евросоюза. По этой же причине членство в ЕС не светит Украине, но на Украине хотя бы живет более близкая европейцам по духу христианская цивилизация, а турки — мусульмане, «чужаки». ЕС просто не в состоянии «переварить» Турцию ни ментально, ни экономически.
Кроме того, Турция едва ли не единственная после США страна коллективного Запада (а записать ее туда можно уже на основании членства в НАТО), обладающая сильной политической субъектностью, которой в той или иной степени лишены все государства ЕС. И если говорить о НАТО — это вторая армия в альянсе. Такие в Евросоюзе просто не нужны, Турция создала бы сильный перекос по очень многим пунктам.
При этом Брюссель не отказывает Анкаре, хотя переговоры о вступлении Турции де факто приостановлены, страна остается кандидатом.
Впрочем, и в Турции уже давно ничего не ждут от ЕС. Еще в 2013-м году вице-премьер Турции Бюлент Арындж заявил, что вступление Турции в ЕС утратило свою привлекательность. Два года спустя уже Эрдоган констатировал, что Анкару больше не интересует вопрос вступления в Евросоюз. А в 2017-ом он заявил, что Турция больше не нуждается в членстве в Евросоюзе.
При этом Эрдоган подчеркивал, что его страна не намерена выходить из переговоров о вступлении, делал противоречивое заявление о том, вступление в ЕС является для Турции стратегической целью. Но очевидно, что он, как и многие в Турции, уже смирился с тем, что в ЕС Турции не бывать. Тем более, что для этого потребовалось бы пойти на многие непопулярные меры по решению перечисленным выше спорных вопросов.
Как же понимать вчерашнее заявление турецкого лидера? Он внезапно поверил в то, что может заставить Брюссель принять Турцию, шантажируя его членством Швеции в НАТО?
Едва ли он не понимает, что это условие невыполнимо. К тому же, несмотря на то, что состав стран-членов НАТО и членов ЕС во многом совпадает, это разные структуры. О чем Эрдогану напомнили в Еврокомиссии, подчеркнув, что ратификация Турцией присоединения Швеции к НАТО и прогресс Турции по присоединению к Евросоюзу не связаны между собой.
В Белом доме заявили, что приветствуют стремление Турции вступить в ЕС, но фокус Вашингтона остается на присоединении Швеции к НАТО. То же самое сказал генсек НАТО Йенс Столтенберг. По его словам, НАТО поддерживает стремление Турции стать членом ЕС, однако это не должно мешать Швеции вступить в альянс.
Но это было днем. А ближе к вечеру после встречи с Эрдоганом и премьер-министром Швеции он заявил, что Турция согласилась как можно скорее передать протокол о присоединении Швеции к альянсу.
«Это исторический шаг, который делает всех союзников в НАТО сильнее и безопаснее», — подчеркнул он.
Кроме того, по его словам, Швеция выразила готовность лоббировать процесс вступления Турции в ЕС. Быстро же у них дела решаются.
Понятно, что никакое лоббирование Швеции ничего не даст. Швеция и раньше выступала за членство Турции, объясняя это якобы решающей ролью этой страны для стабилизации восточной части Средиземноморья и Чёрного моря.
Против Турции решительно выступают лидеры ЕС — Франция и Германия. Однозначно против все богатые страны Западной Европы, не желающие тянуть на себе турецкую экономику. Страны Восточной Европы по большей части настроены исламофобски и тоже не хотели бы видеть Турцию в ЕС. Так что шансы у Анкары на вступление в ЕС - почти нулевые, ну, разве что визовые послабления могут организовать.
Что еще коллективный Запад мог пообещать Турции в обмен на членство Швеции в НАТО?
Деньги. Очень немаловажный фактор сегодня для стремительно стагнирующей турецкой экономики, которую вытащить из штопора самостоятельно Эрдоган не в силах, а кредит доверия, выданный гражданами на выборах, надо отрабатывать.
Наконец, самолеты. Напомню, после покупки С-300 у России, Турцию сначала лишили возможности получить F-35, а потом и F-16, кроме того, были введены санкции против высокопоставленных турецких военных.
Однако стоило Анкаре пустить в НАТО Финляндию, как Вашингтон тут же решил обновить программное обеспечение турецких F-16 на сумму 259 млн долларов, что было крайне важно для Эрдогана, во-первых, потому что это была «победа» накануне выборов, во-вторых, потому что ВВС Турции сильно устарели и требуют срочной модернизации. Согласие на вступление в НАТО Швеции может быть куплено уже за сами самолеты.
Казалось бы, нам какое до этого дело? С тем, что и Финляндия, и Швеция будут в НАТО в России уже смирились, это изначально был вопрос торга Эрдогана.
Проблема в том, что частью этого торга можем быть мы. Заявления турецкого лидера о поддержке членства Украины в НАТО, выдача боевиков «Азова*» в нарушение собственного слова, решение построить на Украине завод по производству «Байрактаров» и, возможная передача Киеву 155-миллиметровых САУ — все это явно попытки Эрдогана накануне саммита НАТО продемонстрировать свою значимость. И, возможно, выторговать для себя дополнительные преференции. А дальше что? Что если они предложат ввести санкции против России? В конце концов, коллективному Западу есть еще, что предложить Турции, большой торг явно не закончится с принятием Швеции в НАТО.
Впрочем, торги с Султаном – палка обоюдоострая, и может ударить и по самому коллективному Западу. Как писал обозреватель 19FortyFive Майкл Рубин, если Вашингтон разрешит передачу Турции F-16 ради принятия Швеции в НАТО, это может подорвать единство альянса, поскольку уступки Эрдогану приведут к тому, что другие члены НАТО будут использовать право голоса по поводу вступления в военный блок как инструмент для извлечения дипломатической выгоды.
И это тоже не лишено смысла. Вступая с Султаном в торг, США открывают ящик Пандоры…
* запрещенная в России организация
Дмитрий Родионов
Читайте нас: