9 июля стало очередной вехой в истории «оружия возмездия» украинских фашистов: в этот день они попытались атаковать Крымский мост, военные аэродромы в Ростовской и Калужской областях, и (предположительно) Десногорскую АЭС некими баллистическими ракетами. Хотя атаки были пресечены действиями наших РЭБ и ПВО, и никакого ущерба российские объекты не потерпели, сам факт ударов, безусловно, исторический.
Если слухи насчёт Десногорской АЭС верны, то киевский режим впервые попытался поразить ядерный объект на «материковой» территории России, и не путём диверсии, а с помощью специализированного дальнобойного оружия. Небезынтересен и выбор последнего: по официальной информации Минобороны, для атаки использовались ракеты советского ЗРК С-200 «Вега», переделанные для ударов по наземным целям.
Очевидно, всем хотелось бы, чтобы этот первый раз оказался также и последним. По факту нападения на АЭС командующий СВО Герасимов отдал приказ выявить и уничтожить позиции украинских С-200 для пресечения новых попыток. Осталось выяснить, где они находятся, и в каком количестве.
А вот «Фау-2», ламповая голова
По-видимому, можно говорить уже об исторической закономерности: любые фашисты в конце концов оказываются вынуждены срочно изобретать какое-нибудь Vergeltungswaffe в надежде, что оно совершит «чудо» и перевернёт ход очередной войны. Киевский режим уже мог похвастаться собственными «Фау-1», самолётами-снарядами на базе советских «Стрижей» и «Рейсов» – а теперь, значит, нос дорос до баллистических ракет.
Вообще идея конвертации дальнобойных ракет типа «земля-воздух» в баллистические «земля-земля» не нова. Зенитные ракеты, предназначенные для перехвата вражеских самолётов на больших высотах и дальностях, обладают высокой энергетикой, что как будто делает их привлекательными в качестве основы для ракет тактических. Впрочем, есть на этом пути и препятствия: боевая часть зенитной ракеты, как правило, невелика относительно её общих габаритов и массы, да и аэродинамика не самая лучшая для применения по наземным целям.
Все плюсы и минусы подобных конверсий были подтверждены на практике: созданные на основе старых советских ЗРК С-75 китайская баллистическая ракета DF-7, её иранская наследница Tondar-69 и аналогичная Qaher-1 йеменских хуситов не получили особого признания. Нетрудно понять, почему: это были громоздкие и неповоротливые пусковые установки с дальнобойными (150-250 км), но неточными и слабыми по воздействию на цель ракетами. В сущности, и принимали-то их на вооружение только за неимением лучшего.
Для украинских «Фау-2» это всё справедливо в полной мере. Конечно, ракета комплекса С-200 – куда более внушительный аппарат, нежели у С-75, и её оценочная дальность при полёте по баллистической траектории может составлять до 400 км – но какой ценой? Пусковая установка стационарная, сама ракета имеет длину в 10 метров и более семи тонн взлётной массы, больше половины которой составляет топливо. С последним всё непросто: стартовые пороховые ускорители давным-давно лишь условно пригодны и условно безопасны, а вот горючее и окислитель для маршевых двигателей безусловно опасны – настолько, что заправка ракеты производится только в костюмах химзащиты.
Всё это ради доставки к цели полезной нагрузки весом в четверть тонны. Родная боевая часть ракеты содержит 90 кг взрывчатки и несколько десятков тысяч твердосплавных шрапнельных пуль – это страшное оружие против летательных аппаратов, довольно хрупких, но далеко не оптимальное против прочных наземных объектов. Пожалуй, если оставить на месте штатную боеголовку, то для какого-нибудь условного бункера или моста куда опаснее будет кинетическая энергия самой ракетной ступени. Впрочем, для «мягких» объектов (лёгких строений, машин) и людей на поверхности больше центнера шрапнели ничего хорошего не сулит.
Всего в атаках 9 июля участвовали 4 ракеты, и вполне может быть, что Киев расстрелял всё, что было боеготового (по крайне мере, на тот момент). По данным иностранной профильной прессы, в 2010 г. на Украине имелось 5 активных и 11 неактивных батарей С-200, или на круг 96 пусковых установок в разном техническом состоянии. Количество имевшихся ракет неизвестно, но каждой ПУ должна была полагаться хотя бы одна запасная, что даёт минимум порядка 200 единиц, тоже в различной кондиции.
Но даже если сохранились они все, то на сегодняшний день можно говорить только о 200 фюзеляжах ракет. С вооружения ВВСУ комплексы «Вега» были сняты в 2013 г. по причине не только моральной устарелости, но и полного физического износа. С тех пор могли быть частично утилизированы как ракеты с пусковыми установками, так и прочие элементы комплексов, и если радары и ламповые ЭВМ баллистической «Фау-2» не нужны, то без транспортно-заряжающих машин и спецзаправщиков ей не обойтись. Возможности для получения ракетного топлива явно ограничены, и тем более запасы тухлых стартовых ускорителей.
Кстати, вполне может быть, что появление «Фау-2» вызвано невозможностью использовать С-200 по прямому назначению, против российских самолётов или ракет: украинские фон Брауненко прикинули, сколько и чего можно «поднять с колен», решили, что оно того не стоит, и решили применить наследство хоть так. Ещё возможен вариант передачи ЗРК из Польши, где на прошлый год имелась одна (как утверждается, вполне боеспособная) батарея «Веги»: слишком мало, чтобы морочиться с включением в систему ПВО, но достаточно для «оружия возмездия». В любом случае, речь может идти о двух-трёх-пяти десятках ракет максимум.
Тут к месту оказался задел по «Фау-1» ака «Стрижу»: почти наверняка система наведения с него перекочевала на новое старое оружие с минимальными переделками. Возможно, что и боевая часть поставлена оригинальная, фугасная или кумулятивная. 10 июля военкор и волонтёр ОНФ Ирина Куксенкова дала интересный комментарий ракетной атаки: «Не могу раскрыть подробностей, но тысячу раз спасибо ПВО!» Видимо, фашисты таки водрузили на «проклятое советское наследие» нечто, что хотя бы гипотетически могло нанести большой ущерб оборудованию АЭС.
Верхом на пороховой бочке
Сразу же после заявления Герасимова о необходимости найти и уничтожить оставшиеся украинские С-200, на него обрушился шквал критики: мол, почему их до сих пор не уничтожили, как будто неизвестно, что они были? Как и во многих случаях хайпожорства на зраде, критика эта не совсем справедлива.
Во-первых, позиции тогда ещё зенитных комплексов С-200 ВВСУ нашему командованию, конечно же, были известны, и, скорее всего, именно эти позиции подвергались ударам в самом начале СВО. Во всяком случае, в открытом доступе мелькали кадры поражения других условно-боеготовых ЗРК – С-125, да и кладбищ украинской авиатехники тоже, следовательно, должно было достаться и не менее опасной «Веге». Однако стоит иметь в виду, что в первую очередь под удар должны были попасть критически важные для работы по воздушным целям элементы комплекса – РЛС и пункты управления, а вот часть ПУ и склады ракет могли остаться без внимания.
Во-вторых, что касается переделанных в баллистические «Фау-2» – предположить их появление, конечно, можно было, но одних предположений маловато, чтобы начать искать иголку в стоге сена. Теперь, когда гипотетические ракеты стали реальными, их местоположение вычислят и накроют. Сделать это, пожалуй, будет легче, чем со «Стрижами», поскольку и саму ПУ С-200 просто так не спрячешь, и при ней должно быть сразу несколько единиц крупногабаритной и безусловно военной
Забавно, что Киев этой своей атакой вполне мог выстрелить себе же в ногу (жаль, что не в голову). Дело в том, что 9 июля появились слухи о якобы принятом решении передать режиму Зеленского вожделенные ракеты ATACMS – но, как известно, решительной эскалации конфликта американцы всё же боятся, и удары фашистов по российским АЭС точно не входят в их планы. Даже если решение и было принято (в чём есть сомнения), после такого фортеля его могли и перерешить, как бы ни было украинцам весело смеяться над очередными ядерными угрозами Медведева.
Тем временем у прочих «союзников» с аналогичными ракетами сложно. 2 июля канцлер ФРГ Шольц в очередной раз заявил, что Украину поддерживает, но КР Taurus не даст. 3 июля появилась информация, что британское военное министерство рассматривает возможность закупки в Израиле авиационных ракет Rampage, по характеристикам схожих со Storm Shadow – это можно рассматривать как знак исчерпания последних. Что же до самих SS, 6 июля одна практически целая ракета была вывезена нашими войсками в тыл для изучения, что подняло на Западе новую волну дискуссий о рисках утраты критических технологий.
Словом, какой бы «сигнал» своим заграничным «друзьям» Зеленский ни пытался послать атакой 9 июля (о необходимости дальнобойных вооружений, об уязвимости российского тыла, и т.д.), это ему вряд ли удалось. Скорее наоборот: «союзники» лишний раз проскрежетали зубами и втихомолку пожалели, что связались с этим клоуном и его командой.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: