Лента новостей

18:40
Обстановка в Курской области по состоянию на 24 ноября
18:21
С Русскими тот, кто мощнее всех Орешников - Новости
17:53
Путин созвонился с Эрдоганом
17:47
О ракете, которой Путин ударил по Украине
17:23
В Барнауле загорелся склад с автомобильной резиной и легковоспламеняющейся жидкостью
17:05
Министерство энергетики Украины почти в три раза увеличило импорт электроэнергии из Европы
16:16
Обезоруживающий удар: русская версия
16:14
Какой посыл для Запада нес Орешник
15:55
Ученые создали наноспагетти, которые невозможно разглядеть невооруженным глазом
15:33
Трамп отдаст Украину под протекторат России, если та разорвёт отношения с Китаем — The Guardian
15:29
Десант освободил Дарьино в Суджанском районе Курской области (КАРТА, ВИДЕО)
15:25
На Украине столкнулись с невозможностью включения отопления из-за мобилизации сотрудников
15:03
«Винтовка переднего края»: чем уникален новейший полуавтоматический карабин ZOV
14:44
Карта UnionPay «Газпромбанка» прекратила работу в некоторых странах
14:43
Трамп отдаст Украину под протекторат России, если та разорвёт отношения с Китаем - The Guardian
14:35
Медведев заявил о невозможности сбить «Орешник» современными средствами
14:27
Наполеоновские мечты: парижане повышают ставки на Украине ради лидерства в Европе
14:21
Fallout S01E08 Начало
14:13
Артиллеристы из состава группировки войск «Днепр» уничтожили миномёт ВСУ на Каховском направлении — видео
13:55
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 24 ноября
13:51
Священник пояснил, можно ли женщинам в брюках заходить в храм
13:49
Жертвы необъявленной войны. Как в Европе воюют со свободой слова
13:46
На Украине оказались повреждены 80% объектов энергетики
13:07
В России отмечают День матери
13:01
Переломный момент в конфликте. Американские СМИ обсуждают удар Орешником по Украине
12:22
«Станет важнейшим плацдармом». Под Купянском группировка ВСУ попала в огневой мешок
12:01
НАТО готовится к войне: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 24 ноября 2024 года
11:33
Антиколониализм — как последнее прибежище педофилов «англосаксонского Ватикана»
11:29
Захарова ответила на подозрение в отсутствии у России «Орешника»
10:30
ВСУ за сутки обстреляли Белгородскую область 103 раза: последствия атак и меры реагирования
10:25
«Превратился в полубылинного персонажа»: историк — о военных достижениях Александра Суворова
09:43
В России работают над бесконтактной технологией оплаты на базе Bluetooth
09:33
«Уголовные мифы» о Великой Отечественной: «блатные патриоты»
05:24
Юрий Подоляка рассказал о Южно-Кураховском котле: бои за Новоивановку, Погребки и Боровское, последние новости СВО на 24.11.2024
05:01
У каждого своя пирамида майя
04:56
До Земли дошел мощнейший удар из космоса
03:12
ВСУ теряют контроль: новости СВО от 24 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1004-й день спецоперации России на Украине
01:24
Учёные разгадали тайну Урана, над которой бились почти 40 лет
01:16
Пусть гибнет Америка, лишь бы досадить Трампу
01:14
Россия использует грозную ракету и усиливает свой ответ на ATACMS. Пораженный объект практически перестает существовать
00:53
Десантники захватили технику ВСУ западного производства в приграничном районе Курской области
00:33
Кузькина мать выходит на мировую арену
22:20
Впереди натовского «паровоза»
21:43
Глава Samsung собрался очистить компанию от неповоротливого топ-менеджмента в сфере чипов
21:02
Госпереворот в США: Трус, Балбес и Бывалый в администрации Байдена
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Производство авиадвигателей ПС-90А3 необходимо поставить на конвейер

Производство авиадвигателей ПС-90А3 необходимо поставить на конвейер



В данной публикации хотелось бы завершить ранее начатую тему относительно рыночных перспектив советского лайнера Ту-204/214 в наши дни. Высказывается мнение, что самолет этот морально устарел и не выдержит конкуренции ни с МС-21, ни с продукцией западных корпораций. Но так ли все однозначно, как это представляется на первый взгляд?


Ту-214 VS Ту-204СМ


Санкции, введенные США и их сателлитами, оставили Россию без возможности закупать современные американские и европейские самолеты, а также технически обслуживать ранее приобретенные. Поскольку отечественные ближнемагистральный лайнер «Суперджет-100» и среднемагистральный МС-21 серьезно зависят от импортных комплектующих и на их импортозамещение требуется длительное время, власти пришли в осознанию необходимости возобновления производства лайнеров еще советской разработки – среднемагистрального Ту-214 и дальнемагистрального Ил-96.

Если быть более точными, то эти самолеты и так в нашей стране производились, но исключительно малой серией. За то, что сохранилось и производство, и компонентная база, следует благодарить Минобороны РФ, а также Специальный летный отряд, который использует модификацию Ил-96-300 для перевозки первых лиц государства. Но вернемся к среднемагистральному Ту-214, что явно рассматривается в качестве неких «костылей» до тех пор, пока на конвейер не встанет полноценно МС-21. Есть ли у него реальные рыночные перспективы, или это чисто вынужденное компромиссное решение на переходный период?

Те, кто критикует Ту-214 за его неконкурентоспособность по сравнению с современными лайнерами, вполне справедливо указывают на ряд его существенных недостатков, обусловленных его объективным моральным устареванием. Действительно, самолет разрабатывался еще в позднем СССР, салон и авионика на нем соответственные, двигатели ПС-90А весьма прожорливые, экипаж лайнера состоит не из двух, а из трех членов. Любой коммерческий перевозчик схватится за голову от этого списка проблем и предпочтет бывший в употреблении «Боинг» или «Аэрбас». Казалось бы, зачем вкладываться в возрождение тупиковой ветки развития «Тушки»?

Перечисленные выше претензии небезосновательны, однако не стоит забывать, что никто нам «Боинги» или «Аэрбасы» уже не предлагает. По поводу их технического обслуживания пришлось договариваться с Ираном, который собаку съел на обходе западных санкций. Самое главное, что есть модификация «Тушки», в которой упомянутые проблемы были устранены, причем, это было сделано в рамках заказа как раз со стороны Тегерана.

Речь идет про модификацию Ту-204СМ, которую Исламская Республика хотела производить у себя наряду с советским же ближнемагистральным лайнером Ту-334. Отличий от базового Ту-214 у «иранского» Ту-204СМ очень много. Несмотря на внешнее сходство, внутренне это два разных самолета.

Во-первых, за счет совершенствования конструкции, применения новых материалов и более современных и легких бортовых систем была заметно снижена взлетная масса лайнера.

Во-вторых, специально для Ту-204СМ были разработаны двигатели ПС-90А2 тягой 16000 кгс, получившие в декабре 2009 года сертификат типа АР МАК, более экономичные, надежность которых в 1,5-2 раза превышала базовую версию ПС-90А.

В-третьих, за счет установки современной бортовой электроники в данной модели «Тушки» удалось отказаться от трехчленного экипажа в пользу двухчленного.

В итоге получился вполне конкурентоспособный самолет для конца «нулевых», который и сегодня смотрится вполне достойно. Как говорится, это то, что доктор прописал. Так почему же ставка сделана не на Ту-204СМ, а на Ту-214 с его многочисленными проблемами?

ПС-90А3 VS ПД-14


Ключевая проблема заключается в отсутствии для самолета той самой силовой установки, что разрабатывалась под него, и «благодарить» за это надо американских партнеров и отечественных либералов в правительстве. В начале 90-х годов для устранения ряда технических недостатков двигателя ПС-90А было решено привлечь авиадвигателестроительную компанию Pratt & Whitney. Иностранные благодетели согласились помочь, но в обмен за вход в уставный капитал «Пермских моторов». На встрече с акционерами компании конструктор Pratt & Whitney Роберт Розатти заявил дословно следующее:

Денег у вас на эти работы нет, и правительство даже не обещает их выделить, и в бюджет на последующие годы они не заложены. Более того на решение о создании двигателя второй серии ПС-90А2, российское государство денег даже не обещает.

В 1997 году Pratt & Whitney получила 25,1% в Пермском моторном заводе и 25,06% акций в ОАО «Авиадвигатель». Взамен американцы инвестировали порядка 125 миллионов долларов в производственную линию, провели работы по внедрение в конструкцию турбины высокого давления монокристаллических лопаток из нового сплава и с технологией керамического напыления, модернизировали камеру сгорания, заменили некоторые российские комплектующие, узлы, агрегаты и детали на импортные. Так и появилась на свет модификация двигателя ПС-90А2, надежность которого повысилась почти в 2 раза при снижении на 40% стоимости жизненного цикла. При этом появилась возможность форсирования мощности силовой установки с 16000 кгс до 18000 кгс, что очень-очень существенно.

Казалось бы, вот оно, капиталистическое счастье! Однако в Иран Ту-204СМ так и не улетел, поскольку Госдеп США наложил жесткие ограничения на экспорт силовых установок ПС-90А2, в которых использовалась интеллектуальная собственность Pratt & Whitney. Вот так за смешную сумму в 125 миллионов американцы элегантно устранили прямого конкурента. К чести отечественных разработчиков надо отметить, что они с этой проблемой справились, сперва выкупив у правообладателя лицензию, а после физически импортозаместив американские компоненты в двигателе. Из уставного капитала нашего авиапроизводителя Pratt & Whitney ушла.

Так появился уже полностью российский авиационный двигатель ПС-90А3, который в 2011 году был сертифицирован по российским нормам летной годности (НЛГС-3). Эта силовая установка сохранила все достоинства ПС-90А2 и готова к производству. Вот только в серию она почему-то не пошла, сам проект Ту-204СМ был благополучно забыт, а иранские заказчики получили кукиш. Некрасиво получилось. Здравый смысл подсказывает, что вместо Ту-214 целесообразнее было бы вернуться к «иранскому» Ту-204СМ, который вполне конкурентоспособен даже сегодня, особенно, на рынках небогатых стран, где требуются недорогие и простые в обслуживании самолеты. Ключевая проблема – это отсутствие силовой установки, которая как бы есть, но ее и как бы нет.

Сегодня нашей главной надеждой в авиастроении считается двигатель ПД-14, который соответствует всем самым современным требованиям. Наверное, возможна ремоторизация Ту-204СМ/214 на эту силовую установку, однако ее главным потребителем должен стать лайнер МС-21. Осилят ли пермяки такие объемы производства? Возможно, если будут произведены значительные финансовые инвестиции в расширение и масштабирование производства. Но есть и другой путь.

Дело в том, что двигатель ПС-90А3, уже прошедший сертификацию, не потерял свою актуальность и в наши дни. Будучи относительно экономичным, он заметно мощнее ПД-14. Более того, эта силовая установка, помимо Ту-204СМ, должна была встать также на крылья Ил-76 и Ил-96, значительно улучшив их технические характеристики. Здравый смысл вновь подсказывает, что незаслуженно забытый ПС-90А3 все же должен пойти в серию. Решить эту задачу можно несколькими способами.

С одной стороны, можно инвестировать в расширение производственных мощностей «Пермских моторов». С другой стороны, если во главу угла поставить скорость, то целесообразна международная кооперация. В качестве партнеров по производству ПС-90А3 могли бы выступить союзная Белоруссия и даже Иран. «Батька» за такую возможность точно ухватится обеими руками. Тегеран также наверняка с большим интересом отнесся бы к возобновлению проекта Ту-204СМ и своему участию в нем. Как бы то ни было, ПС-90А3 должен получить второй шанс.

Если эта силовая установка пойдет в серию, то от сборки Ту-214 в Казани можно будет перейти к модели Ту-204СМ. Этот самолет вполне актуален даже сегодня и сможет, благодаря привлекательному ценнику, составить конкуренцию лайнерам как западного, так и китайского производства на рынках небогатых стран. При этом Ту-204СМ вполне может сосуществовать параллельно с МС-21, поскольку они в разных ценовых сегментах.

Сергей Маржецкий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх