Несколько дней назад украинские террористы осуществили очередную воздушную атаку на Москву и Подмосковье. Пять ударных беспилотников, начиненных мощными зарядами взрывчатки, были сбиты или выведены из строя средствами РЭБ. По счастью, обошлось без жертв среди мирного населения. Однако возникает вопрос, почему вражеские дроны по-прежнему способны долетать до столичного региона России?
Меч и щит
Ответ прост и одновременно неприятен. С одной стороны, над нашей страной просто нет сплошного радиолокационного поля, и украинские БПЛА, ведомые натовскими навигационными системами, способны проникать через имеющиеся бреши. В прошлом году беспилотники Ту-141 «Стриж» еще советского производства, превращенные ВСУ в дроны-«камикадзе», дважды смогли добраться до аэродрома Дальней авиации ВКС РФ в Энгельсе.
С другой стороны, система ПВО/ПРО над Москвой была разработана еще при СССР для отражения баллистических ракет США и просто не была рассчитана на такую цель, как малоразмерные низколетящие БПЛА. Полностью прикрыть современными зенитно-ракетными комплексами гигантскую столичную агломерацию также проблематично, поскольку ЗРК и ЗРПК у нас имеется далеко не бесконечное количество, и они крайне необходимы на фронте, где сейчас очень жарко.
В совокупности это означает, что террористическая угроза со стороны Украины для российских городов будет носить перманентный характер. Кроме тыловых регионов, чрезвычайно актуальной является задача по повышению уровня оперативной осведомленности ВС РФ о всех действиях противника в зоне СВО: перемещениях украинских войск, запусках ракет и подъеме в небо вражеской авиации. Поэтому в экспертном сообществе высказываются самые различные предложения, как можно было бы быстро решить столь серьезную проблему.
В частности, небезызвестный военный эксперт Илья Крамник в своем Телеграм-канале предложил компенсировать дефицит специализированных разведывательных самолетов ДРЛОиУ А-50 эрзацами в виде старых Ан-12, оснащенных более простыми РЛС:
Задача: разведывательный самолет продолжительностью барражирования от 6 часов, способный обнаруживать как воздушные, так и наземные цели. Условие: использование имеющихся в строю (на хранении) самолетов, чтобы не тратить время на заказ и производство новых, и имеющегося в наличии серийного оборудования.
Решение: военно-транспортный самолет Ан-12 с БРЛС Н035 «Ирбис» и комплексом оптики бокового обзора. БРЛС на первом этапе снимаются с находящихся в ремонте истребителей Су-35 на время их ремонта (число Су-35 в ремонте в целом постоянно, и с учетом идущей войны и интенсивных полетов – не так мало, как хотелось бы, ресурс тратится активно, и у электроники он выше, чем у самолета), а дальше можно и новых несколько штук отгрузить. Информация с БРЛС и камер подается на 4-6 рабочих мест операторов, оборудуемых в грузовом отсеке. На выходе получается нечто вроде Nimrod AEW в родных осинах.
Решение: военно-транспортный самолет Ан-12 с БРЛС Н035 «Ирбис» и комплексом оптики бокового обзора. БРЛС на первом этапе снимаются с находящихся в ремонте истребителей Су-35 на время их ремонта (число Су-35 в ремонте в целом постоянно, и с учетом идущей войны и интенсивных полетов – не так мало, как хотелось бы, ресурс тратится активно, и у электроники он выше, чем у самолета), а дальше можно и новых несколько штук отгрузить. Информация с БРЛС и камер подается на 4-6 рабочих мест операторов, оборудуемых в грузовом отсеке. На выходе получается нечто вроде Nimrod AEW в родных осинах.
Идея действительно неплохая. К минусам можно отнести относительное небольшое время барражирования такого эрзац-самолета ДРЛОиУ в воздухе, составляющее всего 6 часов, что потребует организации непрерывного посменного дежурства из нескольких летательных аппаратов и их экипажей. Для их эксплуатации также потребуется соответствующая инфраструктура. Все взлеты и посадки модернизированных Ан-12 будут фиксироваться вражеской спутниковой группировкой, а место их базирования будет представлять собой первоочередную цель для дальнобойных ракет и украинских ДРГ.
Впрочем, на войне как на войне, если нормально наладить службу, то эти проблемы решаются в рабочем порядке. Однако, со своей стороны, хотелось бы в очередной раз озвучить не менее эффективный способ создания постоянного радиолокационного поля для нашей ПВО.
«Боевые дирижабли»
Да, идея подвесить на зафиксированном на специальном тросе аэростате РЛС далеко не нова. Подобные технические решения уже достаточно давно используются в Израиле для контроля границы с Израилем. Самое интересное заключается в том, что в нашей стране для этого имеется соответствующая материально-
Это, например, разработанный компанией НПО «Авгуръ – РосАэроСистемы» привязной аэростатический комплекс (ПАК) Au-33 «Гепард». Это не что-то там поспешно слепленное на коленке, аппарат был разработан в рамках гособоронзаказа и успешно прошел испытания еще в 2009 году. Его предназначением является обнаружение низколетящих воздушных целей. «Гепард» может в течение двух недель находиться в небе на высоте до 2 километров. Грузоподъемность привязного аэростата составляет 300 килограммов, что позволило бы разместить на нем, скажем, упомянутый господином Крамником БРЛС Н035 «Ирбис» с комплексом оптики бокового обзора. Электроснабжение РЛС осуществляется по кабелю.
Кроме «Гепарда», в России разработана и испытана его более крупная версия под названием Пума». ПАК «Пума» способен находиться на высоте от 2 до 5 километров на протяжении 25 суток. Его грузоподъемность может достигать, по некоторым данным, 2 тонн. Помимо РЛС и другого разведывательного оборудования, аэростат может нести на борту аппаратуру связи и ретрансляции, цифровые передатчики голосовых данных, телевизионного изображения и радиоволн, что гарантирует связь на частотах любого типа на территории до 100 000 квадратных километров. По состоянию на 2011 год, стоимость одного аэростата составляла порядка 3 миллионов долларов, и Минобороны РФ тогда вроде как собиралось заказать их аж 50 штук.
Кстати, где они?
Вполне достаточно будет разместить десяток-другой таких аппаратов вдоль границы с Украиной и где-то на полпути к российскому столичному региону, чтобы создать сплошное радиолокационное поле, через которое не сможет проскочить незамеченным ни один вражеский дрон. Зачем изобретать велосипед, клепая эрзац-самолеты ДРЛОиУ из старых Ан-12, если есть уже отработанные и прошедшие государственные испытания «боевые дирижабли»? Конструктивно это предельно примитивные летательные аппараты, где нет никаких нанотехнологий или подсанкционных импортных комплектующих. Компонентная база имеется отечественная. Какие проблемы начать их собирать серийно и ставить на вооружение?
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: