Не секрет, что одним из лейтмотивов американской внешней
С другой стороны, США образца 2023 г. – это далеко не Штаты 1991 г., которые только-только сделались единственной сверхдержавой и «маяком цивилизации» для всего остального мира. По сравнению с теми золотыми временами,
28 июня появилась информация, что администрация Байдена планирует очередные ограничения на торговлю с КНР: на этот раз планируется запретить поставки в Китай новейших микрочипов, которые могут быть использованы для работ над искусственным интеллектом. Забавно, что весной в американской прессе появился ряд публикаций о том, как китайские разработчики ИИ используют его для... обхода ранее введённых санкций, вместе с «облачными» технологиями и фирмами-«прокладками». Зная любовь западных СМИ к откровенному сочинительству, приведённые газетчиками «факты» можно смело делить на десять, но демократов эти публикации, как видно, впечатлили.
Сопротивление новому законопроекту пришло, откуда не ждали – встали в позу флагманы американского хайтека. Уже 29 июня финдиректор корпорации Nvidia Кресс заявила, что новые ограничения, если будут приняты, сильно ударят по конкурентоспособности американских разработчиков искусственного интеллекта и создадут предпосылки для отставания в этой сфере. Примерно о том же ропщут и другие технологические гиганты.
Многорукий бог санкций
Разумеется, в ближайшей перспективе их пугает возможность потери прибылей, причём значительной их части: всё-таки КНР – это не только самый большой рынок мира, но ещё и хаб, через который немалые объёмы санкционных товаров уходят в другие «диктатуры», особенно Россию и Иран. В частности, платы той же Nvidia, как говорят, составляют ядро системы наведения российских «Ланцетов».
Но куда страшнее для американских корпораций риск потери самих производственных мощностей, физически находящихся всё в том же Китае. Прошлогодняя эйфория насчёт грандиозной программы импортозамещения микроэлектроники, принятой командой Байдена летом, сошла на нет, и флагманы индустрии не спешат переносить свои активы в Штаты, несмотря на обещания дополнительных инвестиций из федерального бюджета.
Причин для этого несколько, но основная – практические сложности переноса и перезапуска предприятий: остановка условного завода в КНР сама по себе неизбежно выливается в издержки на простой, а ввод его на новом месте не обойдётся без шероховатостей и выпуска каких-то объёмов брака. Отдельная большая проблема – набор квалифицированных кадров, с которыми в Штатах большая напряжёнка (даёт о себе знать погром образования). Наконец, за те месяцы или даже годы, которые потребуются на переезд и перезапуск, освободившаяся доля рынка может оказаться захвачена конкурентами, а такой поворот угрожает обратить прахом все усилия.
Ещё одним направлением полупроводниковых надежд Вашингтона является Индия, но и с ней имеются определённые проблемы: как минимум, она тоже входит в БРИКС, что делает её почти такой же политически ненадёжной, как и Китай. Впрочем, экономическое сближение с Нью-Дели налицо: в прошлом году Штаты обогнали КНР в качестве главного торгового партнёра Индии. 7 июня состоялась первая встреча в рамках Индийско-американского стратегического торгового диалога, в которой приняли участие замминистра иностранных дел Индии Кватра и заместитель госсекретаря США Нуланд. Одной из животрепещущих тем был как раз перенос производств американских корпораций из Китая в Индию.
К сожалению американцев, прогресс на этой ниве мизерный, по тем же самым причинам, что не позволяют спокойно перетащить заводы из Китая в Штаты. Некоторые проблемы здесь стоят ещё острее, особенно кадровая и управленческая: людей много, а компетенций и ответственности – мало, что негативно сказывается на качестве продукции made in India. В результате, пока американская пропаганда бравурно рапортует о росте производства iPhone на индийских площадках в семь раз (с 1% до 7% от общего объёма выпуска), намекая на скорый окончательный переход «яблок» в буддизм, руководство Apple пожимает плечами и заявляет, что полного переноса производства в Индию не планируется и не будет.
Это же справедливо и для других технологических гигантов. Более того, в последнее время наметились признаки возможного обратного движения заводских мощностей.
Релокация... в Китай?
Американские магнаты в последнее время зачастили в Пекин, и вовсе не на местные достопримечательности поглазеть, а бить челом «кровавым коммунистам» и лично «диктатору Си». В марте в Китае был с визитом глава Apple Кук, в конце мая наведался владелец Tesla и SpaceX Маск, в середине июня – основатель Microsoft Гейтс. Всё это не только бизнесмены, а ещё и крупные медиаперсоны, поэтому широкая публика следит за каждым их шагом и в курсе, что дорогим во всех смыслах гостям был организован благожелательный приём на высшем уровне.
Можно только представить себе скрежет зубов, который звучал в вашингтонских кабинетах во время каждого из этих визитов. Действительно, такое «голосование ногами», пусть даже лишь предварительное, наглядно показывает, с какой страной американский (американский ли?) высокотехнологичный сектор связывает своё будущее.
Ещё более показательна история американского производителя чипов Micron, в мае текущего года оказавшегося на линии фронта торгово-технологической войны США и КНР. Когда фирма по приказу из Вашингтона отказалась подчиниться требованию китайского регулятора и раскрыть спецификации своих изделий (для гарантии, что в них нет «закладок»), импорт чипов американского производства в Китай был запрещён. Когда Micron попытался компенсировать это за счёт поставок из корейского филиала, запрет наложил уже американский регулятор. В итоге 17 июня руководство Micron объявило о... начале строительства новой фабрики на территории КНР, продукция которой будет идти преимущественно на китайский рынок.
И это не единственный прецедент. После визита в Китай того же Маска было объявлено, что Tesla урезает объёмы производства своих автомобилей в Германии (возможно, ещё и с сокращением штата), в пользу увеличения в КНР. И хотя причины лежат на поверхности – на фоне эффекта антироссийских санкций производить что угодно в Европе становится просто нерентабельно, злые языки уже поговаривают о том, что подобные решения американских воротил имеют политический подтекст: дескать, так они «демонстрируют лояльность» Пекину.
Как и во многих случаях, этот пропагандистский нарратив – прямое отзеркаливание того, что от бизнеса требует американский официоз: именно в «цитадели демократии» нужно следовать генеральной линии в тех или иных вопросах, рискуя как минимум уничтожением репутации за «неверность». В перспективе просматриваются и более жёсткие меры наказания всяческих уклонистов.
3 июля правительство Японии объявило о планах полностью национализировать JSR, одного из двух ведущих мировых производителей фоторезистов, необходимых для производства микросхем. Очевидно, что данная мера направлена не только на получение государством перспективной «дойной коровы», но и на пресечение доступа к ценному полуфабрикату «враждебных режимов» – в первую очередь, КНР. Не исключено, что в перспективе аналогичные «предложения, от которых нельзя отказаться», получат и американские производители, хоть тот же Micron.
Но протекционистские меры – это тоже игра, в которую можно играть вдвоём, и Пекин не сидит сложа руки. С 1 августа КНР ужесточает порядок экспорта галлия и германия, двух критически важных для микроэлектронной отрасли редкоземельных элементов, и особый смак здесь в том, на что Китай приходятся добрые 95% от всего объёма мировой добычи (на Россию – около 2,5%). То есть при большом желании «коварные коммуняки» могут попросту обвалить всю американскую полупроводниковую индустрию: «параллельный импорт», возможно, покроет потребности ВПК, но коммерческое производство останется буквально ни с чем.
В общем, неудивительно, что американские корпорации нет-нет, да заглядываются на более спокойные гавани, нежели родная звёздно-полосатая: деньги любят тишину и стабильность. Сейчас самое время и нашему Минпромторгу подумать, как можно приманить этих «испуганных патриотов» в Россию.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: