За последние несколько лет школьное расписание претерпело ряд изменений. С сентября прошлого года каждый понедельник для учеников теперь начинается с поднятия флага и исполнения гимна, а далее они отправляются на «Разговоры о важном» (так называется новый предмет, обязательный для всех). А в конце июня стало известно, что с 2024 года российские школьники начнут осваивать «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБиЗР), которыми заменили всем привычное ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности»).
ОБЖ 2.0
Заместитель директора департамента государственной
Выступая на круглом столе в Госдуме, Тимофеева признала, что разработкой учебной программы и написанием учебника введение ОБиЗР в школах не ограничивается. Инициатива вскрыла ещё одну проблему. Новый учебный курс должен заменить ОБЖ, следовательно, и вести его должны преподаватели уходящей в историю дисциплины. А вот их-то, как оказалось, днём с огнём не сыщешь. Но чиновница настроена позитивно. По её мнению, за оставшееся время можно подготовить квалифицированных специалистов по специально разработанным программам подготовки.
Идея в «школьном ведомстве» обсуждается уже давно. Впервые же о том, что чиновники обсуждают вопрос трансформации ОБЖ в ОБиЗР общественности стало известно в начале первого летнего месяца. Тогда глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что новый предмет будет включать в себя более широкий курс начальной военной подготовки, включая правила оказания первой помощи, действий при катастрофах разного рода, и т.д.
Мы понимаем, что время сегодня, в том числе, нам говорит о том, что этот курс нужно развивать. И мы тоже обсудили и с педагогическим сообществом, и с учителями, и видим, что ребята, которые воевали в зоне специальной военной операции, они как никто другой могут прийти и рассказать правду
– подчеркивал Кравцов.
Стоит отметить, что за ОБЖ активно взялись после начала специальной военной операции на Украине. Курс изначально состоял из трёх разделов: безопасность и защита в ЧС, основы медицинских знаний, основы военной службы. А с 1 сентября 2023 года в рамках предмета будут изучать ещё и начальную военную подготовку. НВП отменили ещё в начале 90-х годов прошлого столетия. Советские школьники на таких занятиях разбирали/собирали автомат, иногда стреляли в школьном тире, изучали правила поведения в экстренных ситуациях, средства защиты.
Повторение пройденного
Российская система образования устроена таким образом, что реагирует на вызовы современного общества. Не всегда оперативно, но всё же. Так, в конце 1980-х годов, когда Михаил Горбачёв затеял Перестройку, в советских школах в срочном порядке появился предмет «Этика и психология семейной жизни» (название могло незначительно меняться, но суть оставалась прежней). Старшеклассникам с 1985 года (видимо, тогда стало всем очевидно – семейные ценности перестали быть ценностями) на уроках учителя старались привить качества успешного семьянина и объяснить, как нужно себя вести в будущей семейной жизни. В начале нулевых годов в некоторых регионах страны была сделана робкая попытка возродить, то, что стало историей вместе с развалом СССР. Ученикам преподавали «Основы здорового образа жизни». Делалось это в средней школе и на таком примитивном уровне, что не удивительно, почему ОЗОЖ довольно быстро исчезли из школьного расписания.
В 2010 году в Минобрнауки «почувствовали» приближение очередного вызова. На этот раз под угрозой оказались духовные скрепы. В ведомстве тут же отреагировали на это, утвердив предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Во всех регионах страны преподавать его начали с 2012 года. Планировалось, что четвероклассники должны изучать разные мировые религии и светскую этику. Программа состоит он из шести параллельных модулей (на выбор): «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».
Предполагалось, что урок ОРКСЭ должен проходить в одно время у всех классов параллели, поэтому во время занятий дети «перемешиваются» по трекам в зависимости от выбранной темы. Например, если несколько детей из разных классов захотят изучать «Основы православной культуры», то они будут делать это вместе. Самым популярным модулем оказался «Основы светской этики». Итак, духовные скрепы разрушить не дали, и полемика вокруг ОРКСЭ поутихла.
О важном – со школьной скамьи
Ну и пример из недавнего прошлого. Первый урок в понедельник во всех российских школах с 2022 года «Разговоры о важном». Классный час в новом формате стал частью информационной и воспитательной работы, направленной на развитие и укрепление патриотизма. А по-другому и быть не могло в условиях мощнейшей информационной войны, которую страны «коллективного Запада» развязали против России. Педагоги (даже те, которым теперь приходится просыпаться раньше) признают – «Разговоры о важном», конечно, пока ещё «сыроваты», но при этом нужны.
Таким образом, образовательная система вновь ответила на внешнюю угрозу. Насколько своевременно – покажет время. Как показывает практика, в настоящее время главное не останавливаться на достигнутом и не перечёркивать то, что было сделано когда-то. Слепое подражание ни к чему хорошему не приводит. Достаточно вспомнить внедрение Болонской системы единообразия. Видимо, отказаться от хорошо зарекомендовавшей себя на протяжении десятилетий «советской высшей школы» нужно было для того, чтобы через 19 лет понять всю несостоятельность для российской действительности европеизации всего подряд.
Александр Сизаров
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: