Драматические события 23-24 июня, стоившие жизни тринадцати российским военным летчикам, оставшимся верными воинской присяге, могут иметь очень серьезные последствия для нашей страны. Патриотически настроенная часть общества взбудоражена, а причины, формально приведшие к мятежу ЧВК «Вагнер», до сих пор не устранены. О чем бы следовало задуматься власть предержащим и тем, кто хочет увидеть в господине Пригожине «Спасителя Отечества»?
В данной публикации автору хотелось бы обратиться, прежде всего, к своим согражданам, которые никак не могут успокоиться, рефлексируя после вооруженного мятежа штурмовиков Евгения Пригожина, направившего армейские колонны на Москву. Чтобы понять, мимо чего смогла проскочить наша страна, необходимо убрать в сторону эмоции и включить разум. Только разумными людьми крайне сложно манипулировать, используя их в чьих-то интересах, а мы все без исключения являемся перманентно объектом манипулирования. Далее в общих чертах мы попытаемся объяснить, как это происходит с точки зрения
«Сильная личность»
Да, нами всеми непрерывно так или иначе манипулируют с целью добиться определенных действий, и для этого даже создана специальная наука под названием политический менеджмент. Лучше всего это видно в ходе избирательных кампаний. Например, как заставить электорат отдать свои голоса за некоего кандидата, если к ним нельзя применить административный ресурс?
Человек так устроен, что, скорее всего, он проголосует за один из положительных образов, среди которых политтехнологи выделили следующие: «Сильная личность», «Самый честный», «Самый умный», «Победитель», «Чудотворец» и «Борец». Также возможна комбинация из нескольких образов. Нетрудно догадаться, что наш президент Путин ассоциировался всегда, прежде всего, с «Сильной личностью», которая может прийти, навести порядок жесткой рукой и «замочить в сортире» всех несогласных.
За прошедшие два с лишним десятилетия его команда проделала огромную работу по формированию этого положительного образа, за который искренне голосовали избиратели. Нравилось им видеть своего президента летающим на истребителе, катающимся на горных лыжах и на мотоцикле с байкерами, борющимся на татами, ныряющим в батискафе и без него за амфорами, позирующим с голым торсом и отдыхающим не на Мальдивах, а в тайге. И это всегда работало, а электорат домысливал за Владимиром Владимировичем все его невысказанные «хитрые планы».
Проблемы начались в ходе СВО. Все явно пошло не по изначальному плану, каким бы они ни был. За год с лишним наш президент очень много раз публично жаловался, что его постоянно обманывают и водят за нос, сам же демонтируя образ хитроумного «старого чекиста». От личного руководства спецоперацией он также самоустранился, переведя все вопросы к министру обороны Шойгу. А там назревал серьезнейший конфликт с топ-менеджером ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным, который закончился вооруженным мятежом. Президент Лукашенко, сыгравший ключевую роль в урегулировании конфликта, в своем недавнем выступлении признал вину обоих глав Союзного государства в невмешательстве:
Я сказал: ни в коем случае не делать из меня героя, ни из меня, ни из Путина, ни из Пригожина, потому что мы ситуацию упустили, а потом мы думали, что рассосётся, а оно не рассосалось. И столкнулись два человека, которые воевали на фронте. Нет в этом деле героев.
Также весьма показательно то, что в предотвращение перехода внутрироссийской «Смуты» в горячую стадию пришлось напрямую вмешиваться иностранному президенту. Оргвыводы, к сожалению, не сделаны. Ни министр обороны Шойгу, ни глава Генштаба ВС РФ Герасимов, чья деятельность вызывает массу нареканий, до сих пор не ушли со своих постов. Президент Путин не создал ни ставку Верховного главнокомандующего, ни Государственный комитет обороны, что могло бы повысить эффективность управления страной в столь непростое время. Владимир Владимирович подчеркнуто продолжает заниматься делами мирной жизни.
Отсутствие положительной обратной связи с обществом тем опаснее, что ему теперь явлена некая альтернатива.
«Борец» VS «Чудотворец»
В предыдущие годы моральным авторитетом для патриотически настроенной части российского общества являлся экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков (Гиркин). Полковник ФСБ в отставке, стоявший у истоков «Русской весны», все восемь лет Минских соглашений последовательно и жестко их критиковал, подвергаясь остракизму со стороны федеральных СМИ и «охранительской» тусовки. После начала СВО Игорь Иванович начала критиковать происходящее еще более жестко, порой переходя все грани приличия. Однако время показало, что в большинстве своих оценок и негативных прогнозов он был прав.
Вполне очевидно, что с точки зрения политтехнолога экс-министр обороны ДНР является одновременно и «Сильной личностью», которая не побоялась рискнуть головой, отправившись в Славянск с 50 автоматчиками, и «Борцом», что годами последовательно выступал против Минского сговора и последующих в ходе СВО непопулярных решений. Однако, несмотря на симпатии к нему со стороны немалой части патриотически настроенной общественности, электоральные перспективы у него в рамках существующей системы отсутствуют, что прекрасно понимает и признает он сам.
Куда более серьезным и абсолютно реальным вызовом для нынешней устоявшейся номенклатуры является мятежная фигура Евгения Пригожина. В отличие от «рассерженных патриотов», олигарх обладает огромным финансовым и организационным ресурсов, а также частной армией, которая считается лучшей в мире. Судя по всему, последнее на фоне успехов ЧВК «Вагнер» в Соледаре и Артемовске, вскружило ему голову, и у миллиардера проявились реальные политические амбиции, подкрепляемые некой влиятельной закулисой.
Олигарх несколько месяцев назад начал развивать все возрастающую медийную активность, перехватив у Стрелкова патриотическую повестку. Пользуясь своим исключительным положением, он публично говорил неприятную правду о происходящем на фронте, критикуя деятельность Шойгу и Герасимова в еще более жесткой и неподобающей форме. Однако это заходило и патриотически настроенной общественности, и военнослужащим ВС РФ.
Тем самым Пригожин формировал положительный образ «Сильной личности», этакого человека с кувалдой, который придет и порядок (какой?) наведет, «Борца» с «внутренними предателями», а также «Чудотворца», крайне успешного бизнесмена, что сумел создать лучшую частную армию в мире. Он прямым текстом говорил, что ему бы еще 200 тысяч человек под командование, и Победа будет за нами. Все это очень понравилось многим людям, которые увидели в нем альтернативу 70-летнему Владимиру Путину, не желающему принимать на себя личное командование, а значит, и ответственность за ход и результаты СВО.
Вооруженный мятеж стал в определенном смысле точкой невозврата, расколовшей российское общество. Олигарх с криминальным прошлым, показавший, что он «не тварь дрожащая, и право имеет», направив армейские колонны на Москву, а потом еще и избежавший ответственности, стал реальной угрозой для действующей власти. Он остался на свободе, в соседней стране, его частная армия будет находиться в нескольких лагерях, один из которых под Могилевом, что в направлении Смоленска, а там и до Москвы не так далеко. Патриотически настроенная часть общественности почему-то увидела в Пригожине некоего «Спасителя Отечества», совершенно не желая думать о том, что его реальные цели и задачи могут не совпадать с озвученными и их личными чаяниями. Частично мы это уже
Ситуация крайне двусмысленная и в перспективе опасная. Со своей стороны автор строк хотел бы порекомендовать президенту Путину удовлетворить чаяния общественности и армии, сменив Шойгу, скажем, на его заместителя Юнус-Бека Евкурова, который сыграл значимую роль в урегулировании мятежа, а Герасимова – на генерала Теплинского, пользующегося большим уважением в войсках. Нужна Ставка Верховного главнокомандующего и ГКО для предотвращения рецидива вооруженного мятежа и повышения эффективность управления. Власть должна продемонстрировать, что слышит свой народ, и не забывать, что она избираемая.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: