Пропагандистский гибрид на службе Варшавы
Министр культуры и национального наследия Польши Пётр Глинский на встрече с министрами культуры стран Вышеградской "четвёрки" (Польша, Словакия, Чехия, Венгрия) в Братиславе заявил о намерении Варшавы помогать укреплению украинской культуры в условиях угрозы существованию украинского народа со стороны России.
"Мы должны быть готовы к угрозам, связанным с [российской] агрессией, потому что была Сирия, теперь Украина, много других в мире мест указывают, что государства должны быть готовы к защите культурно-исторического наследия", - отметил Глинский.
Он подзабыл, что Варшава, на словах ратуя за территориальную целостность суверенных государств, охотно этим принципом пренебрегает, когда ей это выгодно. Превратившись в американскую подстилку, Варшава отправляла своих солдат в помощь американским оккупантам в Ираке, поддержала нападение натовских стервятников на Югославию и Ливию, была готова направить спецназ и ВВС для оккупации Сирии, разодранной на куски Турцией и США.
О территориальной целостности вышеуказанных стран польские министры не вспоминают. Зато им понадобилась Украина и её культура, причём не вся, а её антироссийская националистическая часть.
Согласно социологическому отчёту Центра диалога им. Юлия Мерошевского (Centrum Dialogu im. Juliusza Mieroszewskiego) "Что украинцы знают о польской культуре? Как воспринимают историческое наследие Речи Посполитой до её разделов и идентифицируют ли себя с ним как народ?" (Co Ukraińcy wiedzą o polskiej kulturze? Jak postrzegają dziedzictwo przedrozbiorowej Rzeczypospolitej i czy identyfikują się z nim jako naród czy nie?) 43% украинцев назвали Польшу самой интересной с культурной точки зрения страной; 56% сказали, что интересуются польской культурой, кинематографом и книгами; 27% признали, что заинтересовались польской культурой после начала спецоперации ВС РФ; 55% считают, что в школах слишком мало говорится о польской культуре; 72% называют польскую культуру особенно близкой.
По степени культурной привлекательности Польша в глазах украинцев обогнала Германию (35%), Англию (34%), Италию (27%) и Францию (26%).
Эти цифры говорят о том, что украинская культура - явление сырое и до конца не оформленное. Политические и эстетические настроения её носителей - непостоянны, эфемерны и легко меняют направление. Как только какая-то западная страна из своих эгоистических побуждений изобразит любовь к Украине, носители украинской культуры тут же возгораются к этой стране неприличной любовью. Неприличной, потому что запредельный процент фанатов такой страны среди украинцев указывает на потребность Украины и украинцев во внешних подпорках, без которых Украина как государство рухнет.
Непонятно, зачем вообще создавать государство, которое постоянно чувствует необходимость на кого-то опереться и к кому-то присосаться? Государства должны быть самодостаточны, иначе они не нужны. Ни один другой народ в мире не пылает такой запредельной любовью к чужой культуре, как украинцы к польской, причём руководствуются здесь не культурными критериями, а политическими страстями под влиянием киевской пропаганды.
В XVIII-XIX вв. в польской поэзии сложилась своя т.н. "украинская школа" (Юзеф Богдан Залесский, Северин Гощинский, Антоний Мальчевский, Томаш Падурра и др.). Историко-теоретическое обоснование школы изложили Михал Грабовский и Александр Тышиньский в работе "О школе украинской поэзии" в 1840 г. Теоретик польского романтизма Мауриций Мохнацкий даже сравнивал фольклорное увлечение польских деятелей искусства Украиной с увлечением английских писателей и художников Шотландией.
Польские поэты воспевали Украину, но делали это с целью её ополячить и превратить в польскую провинцию. Прежде всего, нужно было убедить самих поляков, которые живут от Сана до Одера, т.е. от ареала проживания православных восточных славян до протестантско-католической Германии, что Украина - тоже польская земля.
"Польская школа" украинской поэзии была параллельным течением, конкурирующим с малороссийской поэзией (Гоголь, Кулиш и др.), которая подчёркивала общерусские корни Украины. "Польская школа" создавала свой образ Украины и старалась сделать так, чтобы этот образ задушил образ малороссийский.
В истории земель нынешней Украины не было периода, в котором они были бы включены в состав Польши на равных. Задокументированных свидетельств колониального отношения Польши к тамошним жителям предостаточно. Гипотетический союз Украины с Польшей сегодня имел бы такое же соотношение, но с учётом нынешних геополитических реалий. Зависимость Киева от Варшавы сохранялась бы, иначе зачем Польше союз с равнозначным государством? Если Польша рвётся в лидеры Центрально-Восточной Европы, к чему ей втаскивать в эту геополитическую гонку ещё одного конкурента в виде Украины?
Министерство Глинского будет усиленно работать над препарированием украинской культуры таким образом, чтобы она превратилась в покорную тень польской культуры. Это будет то же ополячивание и окатоличивание, что и в период Речи Посполитой, только с применением современных информационных технологий.
История свидетельствует: если за украинскую культуру берётся Польша, эта культура превращается в безобразный пропагандистский гибрид, не похожий на свой изначальный облик. Польша не поддерживает украинскую культуру. Она её убивает.
Олег Горностаев
Читайте нас: