Индия разворачивает лицензионную постройку российских субмарин
Россия предоставит Индии доступ к технологиям строительства неатомных субмарин проекта 636 «Варшавянка». Лицензионная сборка подлодок будет развернута на одной из двух индийских верфей — Pipavav или Larsen&Toubro. Об этом сообщает «Коммерсант».
Индия хочет получить новые подлодки как можно быстрее. В конце 2015 года ее главный геополитический противник — Пакистан — заказал у Китая восемь новейших неатомных субмарин типа 041. В Индии же за последние 15 лет в состав ВМС не вошло ни одной новой дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ).
Два слова о том, что собой представляет индийский подводный флот. Сейчас в его составе всего девять ДЭПЛ проекта 877ЭКМ «Палтус» российской постройки, плюс четыре субмарины типа Shishumar (тип 209) производства Германии. Срок службы российских подлодок составляет 25 лет, и у первых шести индийских ДЭПЛ проекта 877ЭКМ он уже истек, а у оставшихся подойдет к концу в течение ближайших десяти лет. Впрочем, «Палтусы» можно отремонтировать в России — на северодвинской «Звездочке» или «Адмиралтейских верфях», — тогда срок их службы может быть продлен еще на десять лет.
До недавних пор обсуждалась возможность поставки в Индию двух субмарин проекта 636 (улучшенный вариант экспортной подводной лодки проекта 877ЭКМ). В частности, этот вопрос поднимался в ноябре 2015 года в ходе визита индийского министра обороны Манохара Паррикара на «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Но в итоге индийские военные решили не покупать готовые субмарины, а развернуть их лицензионную постройку у себя.
По информации «Коммерсанта», в российские ведомства и организации, причастные к оружейному экспорту, уже поступил запрос индийской стороны на трансферт технологий с локализацией производства в Индии. Переговоры об организации производства подлодок ведутся напрямую между правительствами России и Индии.
Для Москвы, по мнению экспертов, эта сделка не слишком выгодная. Выгоднее продавать подлодки без трансферта технологий, но индусы хотят получить именно доступ к производству продукции, а не совершать разовые закупки. И Москва вынуждена соглашаться на такие условия — иначе рискует потерять рынок.
Напомним, в начале июня, по итогам переговоров президента США Барака Обамы ипремьера Индии Нарендры Моди, США впервые признали Индию «ключевым партнером в области обороны» (major defence partner). Новый статус открывает индийскому ВПК безлицензионный доступ к широкому кругу американских технологий двойного назначения, получение которых еще недавно было невозможным. Кроме того, расширение американо-индийского сотрудничества в области ВПК позволит наладить совместное производство новейших вооружений.
В этой ситуации возникает вопрос: почему Индия, по примеру Пакистана, не закупила новейшие субмарины у Китая, или не воспользовалась своими новыми возможностями в рамках стратегического партнерства с США? Актуален и другой вопрос: насколько уступка России — «добро» на лицензионное производство подлодок — поможет нам удержать индийский рынок вооружений?
— Индия в области производства военной техники делает ставку на программу «Make in India» («Делай в Индии») — производства на индийских предприятиях, — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — Эта стратегия распространяется на все виды вооружений. И если говорить о новейших и сложнейших вооружениях — программа Make in India развивается, в основном, за счет сотрудничества с Россией.
Напомню, что Индия и Россия вскоре могут подписать соглашение о совместном производстве перспективного многофункционального истребителя пятого поколения (FGFA). В Индии производятся по российской лицензии истребители Су-30МКИ и основные боевые танки Т-90С. Кроме того, у России и Индии имеется совместное предприятие по производству сверхзвуковых крылатых ракет BraMos («БраМос») морского и наземного базирования, а также совместное производство некоторых боеприпасов — например, для танков.
Сейчас ставится вопрос — и, видимо, проект будет реализован, — о совместном производстве боеприпасов для реактивных систем залпового огня, в том числе дальнего действия типа «Смерч».
Аналогичный подход индийцы применяют и в области кораблестроения. Так, предполагается совместное производство фрегатов на основе российского проекта 11356. А сейчас дело дошло и до подводных лодок. Думаю, мы на совместное производство «Варшавянок» пойдем, поскольку это обещает длительное военно-техническое сотрудничество с Дели.
На мой взгляд, перспективы такого сотрудничества весьма неплохие. Должен заметить, что у нас с Индией и сегодня настолько тесное стратегическое партнерство, что мы передали в аренду индийским ВМС подлодку с атомной силовой установкой. В мировой практике это уникальный случай.
— Почему Индии так важен подводный флот, какие задачи он будет решать?
— Индия, прежде всего, решает задачу противостояния с Пакистаном. Опыт отношений Дели и Исламабада известен — несколько войн, не считая многочисленных приграничных конфликтов.
Пакистанский флот, и вообще Вооруженные силы во многом опираются на поставки из Китая, хотя у Исламабада немало оружия из западных стран, в том числе из США.
Задачи индийского надводного флота еще можно привязать к мирным ориентирам — противодействию терроризму, контролю экономической зоны и важнейших судоходных путей. Но основное предназначение подводных лодок — это борьба с боевыми кораблями, поэтому здесь главный противник — без околичностей — военный флот Пакистана.
В то же время Индия с настороженностью следит и за развитием военно-морского флота Китая. Темпы этого развития удивляют всех. Надводные корабли, включая корабли первого ранга типа эскадренных миноносцев, Китай клепает как горячие пирожки. А недавно китайцы приступили к созданию авианосных ударных групп. Думаю, что уже в ближайшие годы мы увидим появление нескольких таких корабельных соединений в китайском флоте, что выведет его на принципиально новый уровень — флота, так называемого, открытого моря.
Индия является географическим соседом Китая, причем между этими странами нет стратегического партнерства, а в военном плане наблюдается явная настороженность по отношению друг к другу. Это тоже объясняет факт, почему Индия принимает меры к модернизации своего флота.
— Если сравнить российскую подлодку проекта 636, и новейшую китайскую субмарину проекта 041, — какая из них лучше?
— По своим боевым возможностям эти подлодки вполне сопоставимы. Принципиальный момент — это лодки одного поколения, со сходными характеристиками. В частности, обе не имеют воздухонезависимой энергетической установки для неатомных субмарин, что ограничивает их возможности.
Словом, Пакистан выбрал китайские лодки вовсе не потому, что они лучше российских, а в силу давних связей в военно-технической сфере. Логично, что и Индия выбрала российские подлодки, а не европейские — у наших цена значительно ниже. Австралия закупает французские подлодки, и от стоимости контрактов у экспертов глаза лезут на лоб. Ни Пакистан, ни Индия подобных трат себе позволить не могут.
Что до американцев, у США попросту нет проектов неатомных подводных лодок, тем более предлагаемых на экспорт — они эту тему не развивают. Практически весь подводный флот ВМС США — атомный. Поэтому индусам рассчитывать на помощь американцев в данном вопросе бессмысленно.
— То, что Индия получила статус ключевого партнера США в области обороны, подрывает наши позиции на индийском рынке вооружений?
— Я так не считаю. В сфере военно-технического сотрудничества США — равно как и другие западные партнеры Индии, вроде Израиля, — играют только в тех нишах, в которых Россия либо вообще не играет, либо практически не имеет конкурентных предложений. К ним относятся ниши электроники, средств связи, беспилотных летательных аппаратов, базовой патрульной авиации.
Другими словами, напрямую с американцами мы в Индии не конкурируем. Скажем, в области артиллерии реактивные системы залпового огня — это наша ниша. Но в части ствольной артиллерии Индия, еще со времен британского владычества, имеет основной калибр 150 мм. Это не наш калибр, поэтому российских ствольных артиллерийских систем в Индии практически нет.
Наши подлодки в Индии — тоже все конкуренции…
— Новейшая китайская подлодка типа 041 — это вариация на тему российского проекта 877ЭКМ, — отмечает президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга Константин Сивков. — По своим характеристикам китайская лодка уступает российским субмаринам проекта 636 «Варшавянка» — прежде всего, по уровню шумности и дальности действия гидроакустического комплекса. Поэтому в дуэли с нашей подлодкой китайская будет заведомо проигрывать.
Но для китайцев, конечно, проект 041 — это прорыв. Китай подобных субмарин ранее не производил…
Фото: Юрий Белинский/ТАСС
Читайте нас: