Российские специалисты уже подготовили курс по украинскому языку для освобожденных территорий для младших классов, готовятся учебники для старших. У части нашей общественности это вызывает гнев. Как можно учить язык врага на освобожденных территориях? Только русский, и никаких других языков! А то опять нахватаются украинского нацизма! Как считаете вы?
Давайте с этим разберемся.
Вообще-то, для России родиной нацизма является Германия, однако что-то я давно не видел протестов против изучения немецкого языка. Это говорит об одном: идеология и язык – разные вещи. Есть ведь и русские нацисты. По языку или идеологии? Конечно, тут чистая идеология.
Как и многие мои сограждане, я верил в то, что украинский язык вообще не существовал, а был создан то ли поляками, то ли большевиками после революции. Ну, типа того. Правда, почитав историческую литературу, я понял, что ошибался. Украинский, татарский, узбекский – это старые языки. Просто в Российской империи, а потом в Советском Союзе русский язык был объединяющим. Как в США, где живут люди разных национальностей, но говорят они по-английски. Для бывших французских колоний – французский. Для Латинской Америки – испанский. Здесь нет никакой политики или пренебрежения. Еще во времена царей украинский язык не запрещали учить. Дома, в деревне – пожалуйста. Но государственная служба, коммерческие дела, литература – все это требовало русского. Русский – это язык империи, наднациональный язык. Именно поэтому и в СССР, и сейчас никакие языки не запрещаются. Просто если ты хочешь служить или заниматься бизнесом, ты должен знать наш наднациональный русский язык.
А теперь к запрету языка. Что касается освобожденных территорий, то, понятно, там не хотят больше слышать про украинский язык. Так заявил временно исполняющий обязанности губернатора Запорожской области Евгений Балицкий.
"Вопрос, конечно, дискуссионный. Когда закончатся боевые действия, мы будем проводить дискуссии на эту тему, но моя личная точка зрения: все преподавание должно идти на русском языке. Запорожская область – это регион России, больше никаких возвратов и всякого баловства "в национальные республики", во все остальное не должно быть. Запорожская область была основана царями Российской империи, полита кровью советского солдата, русского солдата. Никаких национальных формирований на территории Запорожской области лично я не вижу, если будет референдум на эту тему проведен и будет решено, что необходимы в этом отношении подвижки, будем принимать решения, но пока что категорически мы настроены к тому, чтобы это была Россия и никаких бы больше не было поползновений. Потому что уже хватит, наигрались", – заявил Балицкий.
Но давайте пойдем от обратного. Давайте посмотрим, как на Украине запрещают русский язык. Он там официально объявлен языком врага.
Скандалы с русским языком стали на Украине делом обычным. Там ловят кого-то, кто говорит по-русски, и заставляют потом извиняться на камеру. Социологи говорят, что в последнее время 84% украинцев утверждают, что в стране нет проблем с русским языком. Но это исследование появилось не просто так. А именно после истории с молодым одесситом в городе Львове. Здесь он пел песню Цоя, к нему подошла нардеп Наталья Пипа и начала ругаться. Парень отвечал ей по-русски, правда с матом, но все-таки объяснил, что в Одессе говорят по-русски.
"Просто пою песни Цоя. Цой – это легенда рока. В Одессе все говорят на русском", – рассказал музыкант.
Через некоторое время появилось видео, где этот же парень извиняется за то, что пел песню на языке врага.
Дальше – видео из приюта, куда определили парня. Ему, кстати, 17 лет, и по законам Украины он вполне может ездить куда хочет. Мать за ним приехать не могла, она больна. Здесь он заверяет, что извинялся после угроз.
"Сейчас я выхожу в свет. На этот раз по своей воле. Два предыдущих видео – со скандалом и принужденным извинением, иначе кое-что бы случилось", – пояснил юноша.
А дальше началось вот что. Об этом даже пишут в некоторых украинских СМИ. В интернете началась поддержка этого парня. Молодые люди начали выкладывать в его поддержку песни Цоя, причем есть там и ролики, где
В результате парня из приюта отпустили. И если читать самые грамотные статьи украинской прессы, то видно, что ситуация сильно далека от той, которую утверждают киевские социологи. Вообще-то, их целью было лишить украинский народ памяти о веках, прожитых в Российской империи и в СССР, сломать общий язык памяти, отделить украинцев просто ментально от прошлого и настоящего.
Как пишут украинские СМИ, после Майдана само отношение к украинскому языку было чисто политическим. Если ты сторонник Майдана, если ты прыгаешь, если ты против русского мира, то говоришь только на украинском. В быту же люди говорили так, как их учили в детстве, – на русском. И точно так же молодые украинцы говорили по-русски, потому что это было их выходом в большой русский мир, где можно зарабатывать. Как минимум.
Но наш русский теперь стал для украинца, как я сказал, официальным языком врага. И даже солдаты, которые сражаются на стороне Киева, тоже должны говорить на украинском. Иначе они как бы солдаты врага. Солдаты возмущаются, спрашивают, зачем им умирать, но все равно их посылают, они гибнут за страну, которая отказывает им просто в родном языке.
Так нужны нам те же проблемы и с украинским языком? Крым в России уже девять лет, и там украинский язык является одним из трех государственных. Сколько в Крыму детей изучает украинский? 197 школьников из 223 тысяч учащихся. Мы взяли интервью у писателя и историка Сергея Сокурова. В 1988 году он стал председателем Русского общества имени Пушкина во Львове. После нападений националистов Сокуров вернулся в Россию и работал тут в Библиотеке украинской литературы.
"Запрещать ничего не нужно. Если есть люди, которые считают украинский язык родным, пусть он остается украинским. Если эти люди где-то живут компактно, в количестве класса 15–20 человек, то необходимо за госбюджет открывать классы украинского языка, иначе мы просто будем нецивилизованными людьми. Если эти люди рассеяны, эти 129 человек, то электроника позволяет изучать им украинский язык, читать что хотят. Они могут заниматься самообразованием или нанимать учителей", – рассказал Сокуров.
Будет ли часть Украины отдельным государством? Не знаю. Надеюсь, что нет, потому что Запад всегда будет делать из нее новую анти-Россию. Или после тридцати лет сепаратного бунта там все равно останется много тех, кто считает украинский язык родным. Может быть. Но Россия все-таки сильна тем, что народы в ней сосуществуют. И когда солдаты отправятся, наконец, по казармам, должны прийти те, кто восстановят мир. Война не знает жалости, но мир знает. Мы ведь не хотим перенять киевский нацизм и бороться теперь с украинским языком? Не так ли?
Андрей Добров
Читайте нас: