Автор Telegram-канала «Старушка Англия» рассказывает, как душевное состояние сказывается на экономике Туманного Альбиона.
Великобритания последние 20 лет переживает кризис психического здоровья. В минувшие с начала пандемии коронавируса три года проблема существенно обострилась. По данным Национальной статистической службы, в 2019 году лишь у 11% молодежи и у 10% людей среднего возраста были выявлены признаки депрессии. Спустя два года указанные показатели выросли до 23% и 15% соответственно, в полтора-два раза. К концу 2022 лишь треть британцев утверждали, что почти не испытывают тревогу. Таких удручающих показателей не наблюдалось со времен экономического кризиса 2008 года.
Автор Telegram-канала «Старушка Англия» рассказывает о влиянии психического состояния работников на британскую экономику.
Связь экономического и психического кризиса
Кризис психического здоровья быстро отразился на британской экономике, вызвав отток рабочей силы. Согласно подсчетам, в конце 2019 года около 555 000 человек были безработными по причине проблем со психическим здоровьем. Менее чем через три года их число выросло на 80 000 человек.
Практические все отрасли экономики пострадали от возникшей проблемы. В секторе розничной торговли с 2017 из-за проблем с психическим здоровьем не могут продолжить дальнейшую работу 15 300 человек. Аналогичная ситуация наблюдается в транспортном, гостиничном и деловом секторах.
Сосчитать, во сколько это обходится британской экономике, сложно, но некоторые организации попытались это сделать.
Цена профилактики психических заболеваний
Бухгалтерская фирма Deloitte подсчитала, что рост текучести кадров, а также их отсутствие из-за пандемии привел к увеличению расходов работодателей на заботу о психическом здоровье на 25%. В 2020-2021 финансовом году предприятия потеряли из-за состояния сотрудников около 56 млрд фунтов стерлингов (71,4 млрд долларов) по сравнению с 45 млрд в 2019 году (57,4 млрд).
Кроме этого, с ростом числа людей, ушедших с работы по причине проблем с психикой, законопроект о социальном обеспечении британского населения становится все более затратным для государственного бюджета. Количество людей, которые обращаются за пособиями из-за проблем с психическим здоровьем превысило число людей, получающих государственную помощь из-за наличия каких-либо иных заболеваний. По официальным данным, ежегодные расходы в этой сфере составляют 117 млрд фунтов стерлингов (150 млрд долларов). Эти расходы превышают траты на образование, полицию и тюрьмы вместе взятые.
Кто страдает больше всех
Судя по статистике, в группе риска находится государственный сектор в Великобритании. В 2022 году государственные служащие взяли рекордные 771 433 дня отпуска по болезни из-за стресса и других проблем с психическим здоровьем (в сумме 2113 лет на всех чиновников страны). Это на 38% выше, чем годом ранее. Показатель растет в течение десятилетия.
Больше всего больничных по состоянию психического здоровья в 2021-2022 годах взяли сотрудники министерства юстиции — 280 597 (36% от общего по стране). В этой связи стоит вспомнить скандал вокруг агрессивного поведения бывшего руководителя ведомства Доминика Рааба. Сотрудники министерства труда и пенсий также подвержены психологическому истощению и взяли 236 365 дней (30%). На третьем месте оказалось министерство обороны, где военные чиновники взяли отгулов всего на 88 723 дня (11,5%).
Медицинские работники также ощутили на себе нарастающую проблему. В то время как в 2018 году только 18% бывших работников здравоохранения и социального обеспечения ссылались на психическое здоровье как повод уйти с работы, сейчас показатель вырос до 28% — это означает, что 20 000 сотрудников не имеют возможность выйти на работу из-за проблем со здоровьем.
Государственные служащие, вероятно, страдают тем сильнее, чем хуже решаются вопросы со снижением реальной заработной платы госслужащих и общей нехваткой персонала.
Причины нездоровья
Профсоюзы, представляющие государственных служащих, видят проблему в увеличении рабочей нагрузки, влиянии COVID-19, сокращении штатов, низкой заработной плате, ненормированном рабочем дне и плохом моральном состоянии коллектива.
На ненормированный рабочий день обращают особое внимание. Согласно проведенному опросу, 77% респондентов выполняли сверхурочную работу еженедельно, в то время как 74% заявили, что дополнительные часы негативно отразились на их здоровье. 60% работников называют продолжительность рабочего дня главной причиной ухода с предыдущего места работы.
«Чрезмерная рабочая нагрузка является долгосрочной проблемой на государственной службе и оказывает огромное влияние на психическое здоровье людей. Правительство должно серьезно отнестись к этому вопросу и предпринять конкретные шаги для улучшения качества работы», — завила помощник генерального секретаря профсоюза государственных служащих Люсиль Тирлби.
Помимо этого, многие связывают ухудшение психического здоровья работников с участившимися случаями издательства и травлей со стороны начальства. Например, на поведение экс-министра Доминика Рааба было подано более двух десятков жалоб, из-за чего он впоследствии ушел в отставку.
Другие члены кабинета министров также сталкивались с обвинениями в издевательствах над государственными служащими, в том числе бывший министр внутренних дел Прити Патель и бывший министр образования и обороны Гэвин Уильямсон. Было выявлено, что Патель запугивала чиновников, однако Борис Джонсон, будучи на тот момент премьер-министром, не предпринял никаких действий.
Генеральный секретарь профсоюза государственных и коммерческих служб Марк Сервотка считает:
«Эти цифры еще раз демонстрируют разрушительное воздействие ужасного обращения правительства к собственным работникам. Сокращение штатов, усиление давления из-за неуправляемой рабочей нагрузки и низкая зарплата ухудшили и без того упадочное моральное состояние сотрудников».
Что делать с английской тоской
Эксперты в Великобритании полагают, что несмотря на высокие затраты работодателей на профилактические меры в сфере психического здоровья сотрудников, правительству необходимо продолжать борьбу со сложившимся кризисом во избежание дальнейшего оттока рабочей силы.
В первую очередь следует увеличить число бесплатных психиатрических служб в стране. Например, в прошлом году более 1,2 миллиона человек воспользовались услугами разговорной терапии Национальной службы здравоохранения, по сравнению всего с 400 000 десятью годами ранее. NHS взяла на себя обязательство увеличить финансирование в области психического здоровья такими же темпами, как и в случае физических заболеваний.
Для страны, которая борется с последствиями пандемии и финансовым кризисом это может стать хорошим началом.












